Стр. 59 - листалка

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Юрий Белобров
58
Неучастие упомянутых стран в конвенции подрывает ее эффек-
тивность, оставляя возможность использования их территории и во-
енного химического потенциала в качестве источника распростра-
нения и незаконного приобретения химического оружия (ХО), в том
числе и негосударственными субъектами. Кроме того, их негативная
позиция, безусловно, тормозит уничтожение ХО отдельными госу-
дарствами - участниками документа. Поэтому правительства стран -
участниц конвенции, так же как ООН и ОЗХО, считают достижение
ее универсальности ключевым приоритетом, от которого зависит
реализация предмета и цели этого многостороннего международно-
го соглашения.
С октября 2003 года в рамках ОЗХО осуществляется план дей-
ствий, нацеленный на скорейшее обеспечение универсальности
КЗХО, принятый Исполнительным советом ОЗХО в соответствии
с рекомендацией первой специальной сессии Конференции госу-
дарств-участников по рассмотрению действия конвенции. Планом
предусмотрены практические шаги со стороны Технического секре-
тариата и генерального директора ОЗХО, а также государств-участ-
ников, направленные на скорейшее решение этой задачи. Об успеш-
ном выполнении этого плана свидетельствует то, что со времени его
принятия 35 государств стали участниками КЗХО.
Состоявшаяся в апреле 2013 года третья специальная сессия Кон-
ференции государств - участников конвенции вновь призвала стра-
ны, воздерживающиеся от участия в этом документе, в кратчайшие
сроки и без каких-либо предварительных условий ратифицировать
и присоединиться к КЗХО в интересах обеспечения их собственной
безопасности и укрепления глобального мира. Государствам - участ-
никам конвенции предложено активнее воздействовать на страны,
уклоняющиеся от участия в КЗХО, используя при этом все имею-
щиеся возможности и ресурсы, в том числе и ОЗХО.
В этой связи заслуживает внимания тот факт, что в рамках КЗХО
существует ряд положений, которые можно рассматривать как сти-
мулы для участия государств в конвенции. В частности, она огра-
ничивает торговлю химикатами с неучастниками КЗХО. Сущест-
вуют три списка химикатов, запрещенных к продаже неучастникам
КЗХО. Кроме того, в КЗХО предусмотрено право государств-участ-
ников запрашивать помощь и защиту в случае применения или уг-
розы применения против них химоружия. Весьма важным, осо-
бенно для развивающихся стран, является положение об обмене