Стр. 49 - листалка

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Игорь Щербак
48
Показательно, что в понимании западных специалистов эконо-
мическое и экологическое измерение ОБСЕ, а значит, и вопросы
региональной интеграции и гармонизации не имеют самостоятель-
ного значения и должны быть подчинены стратегическим целям
поддержания стабильности и предотвращения кризисных ситуаций.
Например, в одном из изданий об основных направлениях деятель-
ности Организации, подготовленном Секретариатом Организации,
прямо говорится, что «экономическое и экологическое измерение
ОБСЕ подразумевает мониторинг экономической и экологической
политики государств-членов с целью предупреждения их об угрозе
конфликта и оказание содействия в формулировании экономической
и экологической стратегий и инициатив для укрепления безопасно-
сти в регионе ОБСЕ»
1
.
Под эти приоритеты выстроена и структура ОБСЕ, которая но-
сит мобильный и «облегченный» характер (в отличие от таких
«тяжеловесных» региональных организаций, как ЕС и НАТО) и
практически полностью сфокусирована на ключевых вопросах
общеевропейской стабильности и безопасности в ее различных
измерениях. Это относится также к ее консультативным и испол-
нительным органам - Совету министров иностранных дел, По-
стоянному совету, Форуму по сотрудничеству в области безопас-
ности, Парламентской ассамблее. Подразделения Секретариата
ОБСЕ, в котором работают около 500 человек (Центр по предо-
твращению конфликтов, Антитеррористическая секция, Отдел по
оказанию содействия в борьбе с торговлей людьми, Отдел страте-
гических вопросов полицейской деятельности), в основном ориен-
тированы на решение аналогичных задач.
Если говорить о полевых миссиях ОБСЕ (в «зоне ответственно-
сти» ОБСЕ действуют 19 полевых миссий, последняя была учре-
ждена на Украине), то в их деятельности явно доминируют вопро-
сы кризисного урегулирования; постконфликтному восстановлению
уделяется чисто символическое внимание (у ОБСЕ нет реальных
ресурсов для самостоятельного освоения данного круга вопросов, в
лучшем случае это может осуществляться на основе задействования
профильных организаций системы ООН и ЕС).
Экономическая составляющая, разумеется, присутствует в струк-
туре ОБСЕ (Экономико-экологический форум и Офис координатора
ОБСЕ по экономической и экологической деятельности). Однако ре-
сурсы этих органов не позволяют реально заниматься в полной мере