Стр. 48 - листалка

Упрощенная HTML-версия

Декабрь, 2014
Антикризисные механизмыОБСЕ...
47
стандартов в этих сферах, несмотря на всю их важность для Со-
ветского Союза и его союзников, а потом для России и стран СНГ,
имели периферийное значение для Запада и были подчинены при-
оритетной задаче обеспечения стабильности и безопасности на ев-
ропейском континенте как во время холодной войны, так и в период
современных вызовов европейской стабильности.
Тщетно искать в основополагающих документах ОБСЕ какие-
либо четкие ссылки на роль Организации в вопросах гармониза-
ции интеграционных процессов на пространстве ОБСЕ в широком
смысле данного определения. Для этого есть объективные причи-
ны: различные региональные организации, созданные на разва-
линах блоковой структуры в Европе, стали реальным элементом
«европейской архитектоники» совсем недавно - в 1990-х годах
(сам же хельсинкский Заключительный акт был подписан намно-
го раньше - в 1975 г.). Речь идет в первую очередь об СНГ, ШОС,
ЕврАзЭС, Евразийском экономическом союзе, которые по большо-
му счету уступают по параметрам, масштабу деятельности и фи-
нансовым возможностям их давно сложившемуся основному «ин-
теграционному партнеру» на Западе - Европейскому союзу.
Разумеется, применительно к использованию ОБСЕ как инстру-
мента для управления рисками интеграционных процессов на ев-
ропейском континенте речь не идет о гармонизации технических
норм и стандартов в сфере экономики. Для этого у ОБСЕ нет ни
технических, ни финансовых возможностей, ни адекватных за-
конодательных полномочий. Этим уже давно занимаются ЕС и
ОЭСР, которые определяют стратегию в этих вопросах и тенден-
ции в сфере гармонизации норм и стандартов на основе положе-
ний так называемой глубокой и всеобъемлющей зоны свободной
торговли (ГВЗСТ), требующих привести законодательство страны
- потенциального члена ЕС в соответствие с законодательными
нормами ЕС в области внешнеторгового регулирования, инвести-
ционного законодательства и т. д.
Перспективная роль ОБСЕ в этом плане, скорее, видится в созда-
нии консультативной платформы для ведения диалога между веду-
щими региональными организациями на пространстве ОБСЕ с тем,
чтобы избежать рисков нестабильности, связанных с преодолением
конфронтационных противоречий между региональными органи-
зациями в ходе их эволюции, и обеспечить политическую стабиль-
ность интеграционных процессов.