Стр. 161 - листалка

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Вена-2014
160
лет провели и запустили ряд проектов. Наша команда изучала основные
издания - 12 газет в шести странах. Это Австрия, Германия, Великобри-
тания, Франция, Греция, Испания. Мы исследовали прессу как основных
участников урегулирования кризиса, так и тех, кто представляет собой
«горячие точки». К сожалению, в моей команде никто не говорит по-рус-
ски, поэтому мы были бы рады принять в нее российского участника.
Объектом исследования мы выбрали прессу, так как она, на наш
взгляд, все еще определяет повестку дня в отношении дискуссий в
Европе.
Несколько слов о том, какого рода кризисы мы рассматривали. Со-
гласно Ю.Хабермасу, конфликты - это структурные противоречия, вли-
яющие на отношения в обществе. Это также процессы деструктуриро-
вания системы. Во время кризиса говорят о чрезвычайной ситуации.
Происходит следующее. Кризис - это пространство без закона, где
демократические процессы зачастую прекращают свое существо-
вание. Когда мы говорим о Европе, нам нужно учитывать различные
формы кризиса. Итак, мы полагаем, что существует четыре основных
вида кризиса.
Первый вид - это так называемые финансовые кризисы, которые осо-
бенно видны на периферии ЕС. И здесь мы наблюдаем снижение уровня
жизни, ужесточение политики в области благосостояния. Второй вид -
политический кризис. Третья форма - социальный и юридический кризи-
сы, например изменение границ и крах социального единства.
И четвертая форма, интересующая меня прежде всего как ученого
в области журналистики, - это кризисы в отношении коммуникацион-
ных сфер и процессов, в результате которых люди в Европе не дове-
ряют официальным СМИ. Они создают свои источники информации,
например социальные средства массовой информации, формируют
качественно новую коммуникационную сферу. Это нечто большее,
чем общественная сфера, в которой формируется общественное мне-
ние. В коммуникационном пространстве, о котором мы говорим, ин-
дивид может взаимодействовать с государством и его институтами и
таким образом влиять на процесс принятия решений.
Мы задались вопросом, как бы выглядела коммуникационная
сфера в общеевропейском масштабе. Тем из вас, кто занимается
проблематикой европейской интеграции и Европейским союзом,
возможно, известно об этих подходах. Проблематика европейской
коммуникационной сферы либо вообще не рассматривается как не-
существующая или только зарождающаяся, либо исследуется дроб-