Стр. 149 - листалка

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Вена-2014
148
друга не потому, что что-то изменилось. Изменилось само общество,
оно раздробилось. Оно раздробилось на разные сегменты и верну-
лось ко многим вещам, которые казались поглощенными глобали-
зацией. Например, национальная культурная идентичность. Она не
растворилась в глобальном мире, и поэтому мы стали хуже друг дру-
га понимать. Мы решили, что мы живем в одинаковом мире, однако у
этого мира оказались свои национальные ценности.
Медиа в значительной степени соответствует этим подходам, мож-
но сказать, что разные медиа обслуживают разных людей. Да, моло-
дые, энергичные, инновационные - в Интернете, а пожилые, пенсио-
неры - на телевидении. На самом деле речь идет о том, что сегодня
разные медиа действительно адресуются разным социальным груп-
пам и их повестки разные. Поэтому сегодня мы стоим перед очень
большой проблемой. Если мы говорим, что медиа создает обществен-
ную сферу, то этих сфер много в соответствии с разными медиа, кото-
рые адресуются разным аудиториям. И общественная сфера сегодня
становится и раздробленной, и неконсолидированной.
Что происходит в новых медиа? Настолько ли они похожи на старые?
Думаю, что есть очень важный момент, о котором мы должны говорить.
Это момент создания активной аудитории. Аудитория становится актив-
ной в поиске информации, она сама себе формирует повестку дня, но
сегодня у нее появляется еще очень важная функция, она начинает про-
изводить информацию и распространять от своего имени. Есть хорошее
английское слово «prosumers» - (producer plus consumers). На русский
это, наверное, вообще трудно перевести. Это те, которые одновременно
и производят, и потребляют информацию. Вот эта новая культура в зна-
чительной степени влияет на журналистику. Говоря о редакционной со-
циальной ответственности, мы говорим о журналистах, которые закре-
плены за редакциями трудовым договором, которые являются частью
профессиональной корпорации. Но когда мы говорим про социальные
сети, то видим, что эти ленты френдов зачастую ведутся не теми людь-
ми, которые имеют ответственность перед обществом, перед журналист-
ской корпорацией, а теми, которым это нравится и которые развивают
это новое понимание распространения информации.
И вот здесь мы с вами находимся в ловушке. Потому что, конечно,
это новый уровень свободы и новый уровень доступа для непрофес-
сионалов, у которых нет ни этических, ни профессиональных норм.
И как с этим быть? Многие мне говорят: вы должны осознавать, что
можете разобраться в том, что происходит на Украине, только если