Стр. 124 - листалка

Упрощенная HTML-версия

Декабрь, 2014
Военно-политическая конфликтогенность постсоветского пространства
123
В основе настоящих и потенциальных военно-политических кон-
фликтов на пространстве Евразии лежит веками формировавшийся
массив противоречий. В его недрах со всей очевидностью выделя-
ется три уровня - межцивилизационный, этноконфессиональный и
клановый.
Первый из них, выраженный в «цивилизационных разломах»
между Русским миром и евроатлантическим сообществом, охваты-
вает территории нескольких стран и регионов. В то же время про-
тиворечия данного типа наиболее очевидны, их опасность в целом
объективно воспринимается мировыми лидерами. К урегулиро-
ванию конфликтов, порожденных цивилизационными факторами,
как правило, с готовностью подключаются международные органи-
зации. С другой стороны, многие из таких конфликтов порождены
именно недальновидной политикой Запада, стремящегося, как и в
годы холодной войны, к глобальной экспансии, к торжеству своих
цивилизационных ценностей в ущерб интересам других народов.
Вторым уровнем противоречий выступает этноконфессиональная
напряженность. Межнациональные конфликты также весьма замет-
ны и очевидны. Мировое сообщество выработало практику их по-
литико-правового и военного урегулирования. Однако в данной об-
ласти США и их союзники широко практикуют двойные стандарты.
Результатом становится безусловное военно-политическое пораже-
ние одной из сторон конфликта. Поэтому Россия в деле их урегули-
рования наряду с сотрудничеством с международными организаци-
ями опирается на собственные силы.
Третий уровень конфликтогенности - родоплеменной и клановый
- отмечается в регионах, где сохранилось серьезно деформирован-
ное патриархальное общество. Конфликты, возникающие в данной
плоскости, носят затяжной и неуправляемый характер. В них при-
нимает участие большое количество субъектов и аморфных коали-
ций, интересы которых непостоянны и зачастую не имеют под со-
бой рациональных оснований.
Их урегулирование также представляет значительные трудности.
Международные организации и национальные правительства, ко-
мандование миротворческих контингентов в силу своей бюрократи-
зированности не имеют возможности для оперативной реакции на
происходящее. Основная тяжесть ответственности ложится на не-
посредственных исполнителей - дипломатов, чиновников, военных
среднего звена. Однако они действуют в зависимости от ситуации и