Стр. 122 - листалка

Упрощенная HTML-версия

Декабрь, 2014
Военно-политическая конфликтогенность постсоветского пространства
121
Европы» поддерживается всеми этническими группами Днестров-
ского левобережья и Гагаузии.
Наиболее очевидно размежевание формально единых сообществ
на западном рубеже Евразии - в странах Балтии, Украине, Молда-
вии. Значительная часть их населения, политических элит сделала
ставку на покровительство евроатлантических организаций. Од-
нако здесь же популярны идеи принадлежности к Русскому миру,
особенно ярко проявившиеся во время событий в Крыму и на Юго-
Востоке Украины весной 2014 года.
Межцивилизационные противоречия продолжают дополняться
этноконфессиональным противостоянием. Довлеющим фактором,
способным провоцировать конфликты на постсоветском простран-
стве, остается межнациональная неприязнь, корни которой уходят
в глубь веков. В ряде случаев национальная вражда, не приводя к
прямому вооруженному насилию, создает политическую напряжен-
ность, которая распространяется и на международные отношения.
Страны СНГ и Балтии приобрели свои административно-терри-
ториальные очертания только в советский период, продолжая от-
личаться ландшафтной, экономической и культурной разнородно-
стью. Однако границы проживания народов достаточно стабильны
и далеко не всегда совпадают с государственными рубежами, что
вызывает и далее будет вызывать опасность этнотерриториального
передела.
Многие страны СНГ оказались не в состоянии сохранить свою
территориальную целостность, закрепить легитимность границ.
Для большинства из них характерна острая конфронтация внутри
«политического класса». Как выход, предлагается переключение
протестной энергии сограждан вовне, достигая сплочения общества
за счет создания образа «общего врага».
Невысокий уровень боеготовности армий постсоветских го-
сударств не мешает им выступать в качестве атрибута государст-
венного суверенитета. Армии Армении, Азербайджана, Белорус-
сии, Грузии, Узбекистана обладают возможностями для участия в
конфликтах «низкой интенсивности» и операциях в составе меж-
дународных коалиций. Вооруженные силы остальных государств
СНГ и Балтии выполняют в основном «парадные» функции. Од-
нако низкую эффективность вооруженных сил правящие круги
компенсируют милитаристской риторикой, шовинистической про-
пагандой. Радикальные националисты подталкивают свои прави-