Стр. 67 - V

Упрощенная HTML-версия

Январь, 2017
Внешнеполитический курс постсоветской России: в поисках идентичности
61
вых политических катаклизмов рубежа XX и XXI веков правящей
элите России удавалось сплотить страну, ее общественное мнение
вокруг своих рецептов решения весьма спорных вопросов. Со все-
ми зигзагами, а иногда и извращениями российский патриотизм
(именно патриотизм нынешнего государства) оказался жизнеспо-
собным фактором. Речь идет о патриотизме, а не его маргинальных,
экстремальных эксцессах.
В то же время делать окончательные выводы относительно со-
здания российского национально-государственного консенсуса
явно преждевременно. Во-первых, те испытания, через которые
этому феномену удалось пройти, при всей их остроте (войны на
Кавказе, конфликт с Украиной, экономические кризисы) не вос-
принимались обществом как кризисы «первого ряда». Во-вторых,
после некоторой растерянности 1990-х годов нынешняя полити-
ческая элита сумела достаточно искусно использовать имеющи-
еся у нее как традиционные, так и новые ресурсы интенсивного
воздействия на массовую психологию в своих конъюнктурных
интересах. Так что весьма трудно различить, действительно ли
складываются воедино элементы национально-государственной
идентичности или имеет место процесс ситуативной реакции «ве-
ликого молчаливого большинства». Второй вариант отличается от
первого своей краткосрочностью и изменчивостью в зависимости
от изменений социально-экономической и общественно-политиче-
ской конъюнктуры.
Таким образом, поиски национальной идентичности в качестве
одной из важнейших опор и основ российской внешней политики
продолжаются. Эти поиски обречены быть сложными и длитель-
ными. На их пути стоит естественный эгоизм значительной части
нашей новой национальной элиты (присущий всем элитам всего
мира, но усиленный молодым задором и самонадеянным невеже-
ством наших недавних «новых русских» и их шустрых попутчиков
из рядов старой бюрократии). На их пути стоят тупики и упертость
в прошлое наших искателей «новых» смыслов. Они, подобно раку,
движутся назад в псевдосветлое прошлое, более или менее искрен-
не думая, что устремлены вперед. На их пути стоят стереотипы
унаследованной от советского менталитета сверхподозрительно-
сти ко всему «не нашему» и одновременно подсознательные ощу-
щения, что мы от этого «не нашего» базово и непрерывно отстаем.
Опасное культивирование неприязни к «чужому» мешает нашему