Стр. 50 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Владимир Лукин
44
состоит в том, что термин «патриотизм» относится, скорее, не к ка-
тегории смыслов, понятий, а к категории ценностей. А ценности ин-
терпретируются, как известно, по-разному. Иные даже прямо проти-
воположно.
В Испании, например, по итогам трагических событий XX столе-
тия воздвигнут мемориал всем жертвам гражданской войны в этой
стране и с той и с другой стороны. На нем начертано: «Погибшим за
Бога и Испанию». Иными словами - патриотам.
У нас, к сожалению, такого памятника пока нет. Мы долго ге-
роизировали «комиссаров в пыльных шлемах» и демонизировали
«Белую армию и черного барона». Теперь, похоже, норовим по-
менять героев и предателей местами, оставив неизменными аб-
солютистскую одномерность и нетерпимость и тем самым не по-
рывая с психологическими установками Гражданской войны, а,
напротив, как бы включая себя в них. При этом несомненно, что
все участники этих процессов исходят из самых патриотических
побуждений.
Идентификация и «национальная идея» - это не одно и то же.
Идентификация - это фиксация принадлежности к чему-то едино-
му, культурно-исторически целостному, к общности во времени,
пространстве, в индивидуальном сознании и коллективном бессоз-
нательном, что практически инстинктивно порождает (за рамками
этого единого) ситуацию «мы - они». Также очень важно отметить,
что в рамках такой дихотомии речь идет не о
противопоставле-
нии
, а об
отличии
(при огромном количестве общих черт и пара-
метров).
Это относится как к отдельным личностям, так и коллективам
самого различного уровня и масштаба. В том числе и в том, о чем
в данном случае идет речь, - о национально-государственных осо-
бенностях.
Идентичность любой страны - это фундамент, на котором может
кристаллизоваться и быть сформулирована сколь-нибудь основа-
тельная национальная стратегия. А без такой стратегии любые так-
тико-оперативные внешнеполитические маневры тактически неэф-
фективны, а стратегически в большинстве случаев тщетны.
Александр Македонский и Чингисхан были, несомненно, превос-
ходными драчунами и дошли каждый со своим войском: один от Ев-
ропы до Индии, другой - в противоположном направлении. И что от
этого «осело» в историко-культурном остатке?