Стр. 171 - V

Упрощенная HTML-версия

Январь, 2017
Ялта-2016
165
Украинский фактор «деоккупации» Крыма:
мифы и реалии
Александр ФОРМАНЧУК,
заместитель председателя Обществен-
ной палаты Республики Крым (Россия):
Образование СНГ 25 лет назад
было воспринято в Крыму с большой надеждой. После распада Совет-
ского Союза мы не по своей воле тогда оказались в составе украинско-
го государства. К счастью, 20 января 1991 года нам удалось провести
общекрымский референдум по воссозданию автономного статуса Кры-
ма. Вы прекрасно понимаете, что без этого статуса была бы невозмож-
на «крымская весна» 2014 года, потому что он дал нам правовые основы
для проведения общекрымского референдума уже 16 марта 2014 года и
воссоединения с Россией.
Конечно же, это не устраивает нынешний украинский национа-
листический правящий класс, который проводит политику, направ-
ленную на возвращение Крыма. Кстати, стратегию этой политики раз-
работал фонд «Майдан иностранных дел», возглавляемый Богданом
Яременко, бывшим консулом в Стамбуле. Мы с ним встречались два-
жды в Стамбуле в рамках Крымского политического диалога. В разра-
ботке данной стратегии приняли участие также некоторые крымские
эксперты, которые покинули Крым и уехали в Киев, в частности Андрей
Клименко.
Стратегия «деоккупации» Крыма направлена на то, чтобы поддержи-
вать тему возвращения Крыма на Украину в международной повестке.
В Киеве понимают, что сил для возвращения Крыма в состав Украины
у них нет и не будет, но они надеются на внешние силы, на Запад, пре-
жде всего на США. Поэтому вся стратегия «деоккупации» сводится к не-
скольким направлениям.
Первое направление - торгово-экономическая, транспортная и
энергетическая блокады. Энергоблокада провалилась. Торгово-эконо-
мическая не дала результатов, на которые рассчитывала Украина. Нуж-
но откровенно признать, в Крыму цены выросли на некоторые про-
дукты питания из-за того, что мы перестали их получать из соседней
Херсонщины. С проблемой транспортной блокады мы начинаем справ-
ляться: это реконструкция аэропорта, строительство моста и т. д. Если
говорить о водной блокаде, то эта тема более сложная, на мой взгляд.
О ней нужно говорить отдельно. Мне не всегда понятно, почему ее за-
малчиваем. Нам повезло, что последние три года были дождливыми,