Январь, 2017
Ялта-2016
149
включают создание единого контура безопасности, рост инвестицион-
ной активности, расширение экономических возможностей признанных
Москвой государств Кавказа. По мнению некоторых авторов, эффектив-
ной формой взаимодействия Абхазии и Южной Осетии с ЕАЭС могла
бы стать модель «евразийских регионов», предлагавшаяся в качестве
концепции приграничного сотрудничества России с отдельными пост-
советскими республиками и территориями. Данный вопрос сопряжен с
конъюнктурой во взаимоотношениях РФ и других стран ЕАЭС с Грузией.
Однако если Южная Осетия и Абхазия являются стратегическими парт-
нерами России и участвуют в общей с ней зоне свободной торговли, ре-
шение данного вопроса следовало бы ускорить.
Российская сторона выражает заинтересованность в нормализации
отношений с Грузией в тех сферах, в которых к этому готов официальный
Тбилиси, с учетом сложившихся на Южном Кавказе политико-правовых
реалий. Возможное распространение террористических угроз представ-
ляет общую опасность для кавказских стран, и Москва предлагает грузин-
ской стороне сотрудничество в этой сфере, включая обмен информацией
между спецслужбами двух стран. Однако данные предложения остаются,
по существу, без ответа, материализуясь разве что в формате экспертных
консультаций по вопросам, представляющим взаимный интерес.
Индивидуальный подход России к постсоветским конфликтам, за-
частую подвергаемый критике, в то же время не может не учитывать
объективные факторы, такие, например, как наличие (либо отсутствие)
общих границ либо же поведение государства-«метрополии». Однако в
любом случае непризнанные (либо частично признанные) государства,
несмотря на относительно скромные размеры, являются важной ча-
стью современных международных отношений.
Как отмечает экономист Аза Мигранян, всерьез изменить ситуа-
цию в регионе под силу только России, способной привести к общему
знаменателю все разногласия стран, как минимум, в экономическом
формате отношений. Этого, однако, невозможно достичь без восста-
новления отношений с Грузией, что реанимировало бы связь по линии
«Север - Юг» и создало бы условия для формирования сети транспорт-
ных коридоров между Азией и Европой через Черное море.
Перспектива создания зоны свободной торговли между ЕАЭС и Ира-
ном способна придать новый импульс развитию логистических кори-