Стр. 131 - V

Упрощенная HTML-версия

Январь, 2017
Ялта-2016
125
денежных переводов - 1%. Прирост ВВП позволит Таджикистану не толь-
ко решать насущные социально-экономические проблемы, но и выйти
на траекторию устойчивого роста.
Вступление Таджикистана в ВТО в 2013 году относительно облегчи-
ло его экономическое взаимодействие с региональными соседями, но
затруднило процесс возможного присоединения к ЕАЭС.
Существующие экономические проблемы меняют внешнеэкономи-
ческий вектор страны в направлении Китая. За последние годы Китай
по общему объему инвестиций и предоставленных кредитов занимает
ведущее место в республике. На долю КНР приходится более 50 инвес-
тиционных проектов, среди которых существуют и ряд приоритетных
для экономики. Серьезную обеспокоенность в этой связи у Душанбе
может вызывать сокращение экономической помощи и китайских ин-
вестиций в условиях нарастающего кризиса. Там большие надежды
возлагаются на эффективное сопряжение ЕАЭС и «Экономического по-
яса Шелкового пути» (ЭПШП).
Кроме того, одной из главных проблем при вступлении Таджикис-
тана в ЕАЭС является значительное повышение таможенных пошлин,
а также прекращение дешевого импорта товаров из Китая, Турции и
Ирана, которые остро необходимы для населения. Как известно, все
средства, начисляемые за счет ввоза товаров из других стран, будут
переводиться в общий бюджет объединения. Затем они будут перечи-
сляться странам-членам в зависимости от установленной доли. Так, на-
пример, для Кыргызстана установлена доля на уровне 1,9%. Вероятно,
и для Таджикистана эта цифра не превысит 1,5-2%.
Также немаловажную роль в замедлении интеграционных процессов
могут играть опасения таджикского правительства лишиться 1 млрд. евро,
выделенных Евросоюзом на период с 2014 по 2020 год на развитие и
совершенствование систем здравоохранения, образования и сельско-
го хозяйства.
Таким образом, с одной стороны, многополярность власти в Тад-
жикистане и стремление сохранить торговые отношения со странами
Южной Азии и различные проекты с Афганистаном, укрепление со-
трудничества в сфере борьбы с терроризмом и безопасности с Китаем,
Пакистаном, Турцией, Ираном, при сохранении стратегического союза
с Россией, приводит к перепрофилированию международных связей, с
другой стороны - в условиях перманентного экономического кризиса
и коммуникационного тупика служит единственным условием выжива-
ния республики.