Стр. 130 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Ялта-2016
124
В настоящее время в Таджикистане идут острые дискуссии относи-
тельно присоединения к ЕАЭС. И в этом вопросе часть правительства,
трудовые мигранты, крупный и средний бизнес предпочитают тесную
интеграцию с Россией. Экспертное сообщество, в свою очередь, более
осторожно рассматривает этот вопрос, предлагая взвесить все сторо-
ны такого политического шага.
В то же время в обществе есть понимание того, что национальная
экономика не в состоянии выжить самостоятельно вне существующих
интеграционных объединений. Это связано с целым комплексом как
объективных, так и субъективных проблем. К ним можно отнести отда-
ленность от магистральных линий, географическую изолированность,
отсутствие выхода к морю, слабую базу коммуникационных и транс-
портных структур, бедность, безработицу, рост населения, низкий уро-
вень покупательной способности страны в мире, коррупцию, высокий
уровень теневой экономики, низкий уровень экономических свобод,
низкий уровень образования и т. д.
В республике существует острая нехватка иностранных инвестиций,
которые необходимы для диверсификации экономики и экспорта. Не-
развитая инфраструктура, огромное количество неквалифицирован-
ной рабочей силы, полная зависимость экономики страны от внешних
факторов, а значит, ее абсолютная непредсказуемость - все это в ком-
плексе обуславливает низкий инвестиционный рейтинг республики.
Начиная с 1990-х годов таджикский экспорт ориентирован на узкий
ассортимент и сырьевую направленность (алюминий, хлопок-волокно,
сухофрукты). Это тормозит рост основных экономических показателей
и снижает статус республики в интеграционных процессах на постсо-
ветском пространстве. До 1990 года Таджикистан экспортировал более
100 наименований товаров в 90 стран мира. За 26 лет этот показатель
сократился в десятки раз.
Центр интеграционных исследований Евразийского банка разви-
тия (ЦИИ ЕАБР) еще в 2013 году показал, что потенциальные эффекты
вступления Таджикистана в ЕАЭС «складываются из трех основных ком-
понентов: привлечение инвестиций, повышение производительности и
фактор трудовой миграции». Действительно, такие эффекты в состоянии
обеспечить дополнительное повышение потенциального роста ВВП Тад-
жикистана на 3,5% в среднесрочной перспективе. В том числе за счет по-
вышения инвестиций дополнительный рост может составить до 1,6% в
год, за счет повышения производительности - 0,5%, благодаря вовлече-
нию новых трудовых ресурсов и снижению безработицы - 0,4% и за счет