«Международная жизнь»
Ялта-2016
114
его осмысления. Состояние идентичности релятивно, дискуссионно, она
имеет несколько базовых уровней: и гендерный, и национальный, и
политический, и гражданский. Самым высшим уровнем идентичности
можно считать уровень культурный, то есть отождествление себя как
личности и как народа, как гражданского общества с определенной ми-
ровоззренческой схемой. Именно это кризисное состояние запечатле-
вается в целом ряде ярких проявлений. Ведь о состоянии самосознания
размышляет национальная элита, которая формирует национальное са-
мосознание. Основная же часть общества потребляет тот продукт, кото-
рый элита произвела, и потребляет в первую очередь в виде учебников,
прежде всего учебников по истории. Марк Ферро говорил, что образ
мира формируется нашими детскими представлениями о картине мира.
Какая картина мира создается сейчас в головах подрастающего поколе-
ния, можем ли мы на это повлиять?
Также общество как потребитель сталкивается с массмедиа, кино и
монументальной пропагандой, которые во многом формируют миро-
воззрение. Вот почему я позволила себе обратиться к теме войны па-
мятников. Это феномен не возник на наших глазах, война памятников
существует столько, сколько существует человеческая цивилизация.
Приходили, завоевывали, разрушали святыни и ставили свои. Просто
человечество в своем развитии преодолело несколько этапов, когда
культурная ценность памятников стала перевешивать стремление их
разрушить. И в XX веке на наших глазах эта тенденция была разруше-
на. Это происходило в совершенно противоположных направлениях.
Обратите внимание, талибы в Бамнане расстреливают статуи Будды
демонстративно, как ценностную парадигму, которую они сознательно
уничтожают. ИГИЛ разрушает Пальмиру, другие культурные памятники.
И человечество с этим вынуждено примириться - получается, что так?
Албанские террористы на Балканах, утверждая свою власть над терри-
торией Косова и Митохии, помимо того, что вытесняют сербское гра-
жданское население с их исконной земли, взрывают могилы на серб-
ских кладбищах и уничтожают сербские святыни. Для разрушителей
не возникает вопроса - уничтожать или не уничтожать? Они взрывают
памятники IX, XI веков, храмы совершенно сознательно, понимая, что
уничтожают сакральный и культурный памятник определенной циви-
лизации, с которой они воюют.
Как реагируем мы, цивилизованное сообщество? Мы принимаем.
Восточная Европа демонстрирует нам просто парадоксальные при-
меры войны памятников: Польша, в меньшей степени Чехия и Словакия.