«Международная жизнь»
Ялта-2016
100
онал уже был распределен между иными наднациональными структура-
ми, вполне продемонстрировавшими свою эффективность. Так, задачу
обеспечения безопасности постсоветского и евро-азиатского простран-
ства вполне эффективно обеспечивали структуры ОДКБ и ШОС, задачу
гармонизации таможенной политики вполне решал Таможенный союз,
а задачу поддержания гуманитарного измерения постсоветского про-
странства вполне обеспечивало Союзное государство России и Белорус-
сии, и если речь шла об экстраполяции именно его опыта, то ее можно
было бы куда проще решить путем присоединения остальных постсовет-
ских стран к уже подписанным договорам.
Как известно, на эти вопросы тогда не было дано неких однозначных
ответов. Не появились эти ответы и позже. Между тем критика неэффек-
тивности оформившей Евразийский союз ЕЭК стала общим местом, и
если раньше она еще ограничивалась только экспертным уровнем, то
в минувшем году довольно жесткие высказывания по ее поводу позво-
лили себе уже и президенты Белоруссии и Казахстана. Однако при этом
своего однозначного ответа на вопрос, в чем именно должна состоять ее
эффективность, президенты-основатели тоже не дали. Представляется,
что причин подобных затруднений как минимум две. Во-первых, это по-
нимание того, что первоначальный замысел ЕАЭС перестал быть реали-
зуемым в том виде, в котором замышлялся, а во-вторых, это отсутствие
альтернативного проекта.
Действительно, если исходить из институционального дизайна Евра-
зийского союза, то суть замысла состояла в воспроизводстве на постсо-
ветской почве интеграционного проекта ЕС, поскольку в основу ЕАЭС
положены те же четыре свободы, что и в Евросоюзе, - это свобода пере-
мещения товаров, людей, капиталов и услуг. Но за минувшее с момента
учреждения Евразийского союза время опыт ЕС перестал осмысливать-
ся как однозначно положительный. Более того, возникли серьезные
подозрения, что ряд сегодняшних существенных проблем Европы об-
условлен не чем иным, как самой институциональной конструкцией Ев-
росоюза, которая на поверку может оказаться порочной.
Эта конструкция и на самом деле заметно детерминирует телеологию.
Легко заметить, что доминирование этих четырех свобод логичным обра-
зом ведет к перетеканию реального ресурса от государств к корпораци-
ям, главным образом транснациональным: корпорации снижают издер-
жки, а государства, чей заработок не в последнюю очередь обусловлен
ограничением этих свобод, устойчиво теряют часть налогооблагаемой
базы. «Правая волна», сотрясающая последние пару лет ЕС, во многом об-