Стр. 57 - V

Упрощенная HTML-версия

Январь, 2016
Финляндия и имперская политика Дома Романовых
55
нают вещать о якобы существовавшей угрозе обрусения местного на-
селения и насильственном насаждении царизмом тех или иных черт
«русскости» в финском обществе в начале ХХ века. Надо сказать, что
такого рода «исследования» пользуются устойчивым спросом и се-
годня у политиков антироссийской направленности.
Прежде чем перейти к изложению существа проблемы, давайте
условимся, что будем говорить не о русификации в единственном
числе, а о «русификациях» в различных ее ипостасях. Иными слова-
ми, предлагается в данном конкретном случае, то есть применитель-
но к Финляндии, оценить русификацию как региональную форму
ассимиляции, которая проявилась в большей или меньшей степени
в различных сферах жизни и деятельности местного социума.
Как известно, традиционными проводниками русификаторского
курса всегда являлись в России церковь, армия и школа. Однако эти
русские государственные институты на финской почве были изолиро-
ваны от местного общества. Царизм в Финляндии проявлял веротер-
пимость, не имевшую прецедента не только в истории православной
церкви, но и вообще в истории христианства. Напомню, что Русская
православная церковь (РПЦ), будучи носителем религиозных и куль-
турных традиций Русского мира, являлась государственной только на
территории России и не имела никаких прав и особых преимуществ
на территории ВКФ. Символом же русского присутствия РПЦ в ВКФ
явилось открытие в центре Хельсинки на Сенатской площади Нико-
лаевского кафедрального собора, но не более. Традиционным провод-
ником русификаторской политики в России всегда являлась и армия,
но в ВКФ этот канал влияния был заблокирован. В финские нацио-
нальные военные подразделения, существовавшие в ВКФ с 1878 по
1901 год, русских новобранцев вообще никогда не принимали.
Позиции русского языка в финском обществе также были достаточ-
но слабы. Преподавание русского языка велось избирательно на уров-
не средней школы: в реальных училищах ВКФ русский язык препода-
вался как иностранный, наравне с немецким языком, а в гуманитарных
учебных заведениях язык Пушкина и Толстого был вообще необяза-
тельным. В сфере среднего образования «маяками русского влияния»
на всю страну являлись всего лишь две гимназии (мужская и женская),
открытые в Хельсинки в 70-х годах XIX века исключительно для об-
учения детей российских офицеров, проходивших службу в столичных
гарнизонах и в крепости Свеаборг. В системе высшего образования
удалось наладить преподавание русского языка в отдельных студенче-