Стр. 45 - V

Упрощенная HTML-версия

Январь, 2016
Финляндия и имперская политика Дома Романовых
43
также принадлежало право выступать с законодательной инициати-
вой. Ограничение прав российского самодержца на территории ВКФ
проявлялось в следующем: российский император не мог без согла-
сия Сейма утверждать новые и заменять старые законы; он был так-
же связан обязательствами не вводить без согласия Сейма новые на-
логи и не пересматривать привилегии сословий.
Шведское центральное управление подлежало замене финским.
Национальное правительство стало именоваться «Императорским
финляндским сенатом» (1816 г.). Поскольку правитель Финляндии
жил за ее пределами, его постоянным представителем в ВКФ был
генерал-губернатор, возглавлявший и финляндский Сенат. В столи-
це Российской империи интересы Финляндии представлял министр
статс-секретарь, имевший прямой доступ к монарху. Это должност-
ное лицо являлось также ближайшим советником царя по финлянд-
ским делам. Министр статс-секретарь обязательно должен был быть
уроженцем Финляндии. Исключительной прерогативой российского
монарха были вопросы, связанные с внешней политикой и укрепле-
нием обороноспособности империи.
Позднее финская система управления была взята за основу фор-
мирования русской модели вассалитета в масштабе империи. На
этой базе впоследствии строились отношения метрополии с наци-
ональными окраинами империи на Западе и Востоке. Например, с
учетом накопленного опыта в ВКФ центральные власти выстраива-
ли политику с Царством Польским, использовали свои наработки,
пусть и не в полном объеме, в Урянхайском крае (Республика Тыва),
а также в Средней Азии (Бухарский эмират и Хивинское ханство).
Конечно, в каждом отдельном случае специфика региона давала о
себе знать. Однако цель самодержавной власти всегда была одна:
превратить народы, вошедшие в состав Российской империи, в со-
юзника, довольного своим положением и заинтересованного в укре-
плении внешнеполитического могущества России и росте ее между-
народного авторитета.
ЖЕСТКИЙ КОНТРОЛЬ НАД ФИНСКИМ ОБЩЕСТВОМ
В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
Как уже отмечалось, автономный статус ВКФ в составе России
предусматривал наличие в органах исполнительной власти на тер-