Стр. 44 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Юрий Булатов
42
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ АЛЕКСАНДРА I ФИНСКИМИ ЗЕМЛЯМИ
В связи с присоединением Великого княжества Финляндского к
России возникла необходимость создания новой системы управле-
ния национальными окраинами империи при обязательном соблю-
дении двух условий. Во-первых, требовалось закрепить Финляндию
в составе Российского государства, во-вторых, выдвигалась задача
обеспечить «политическое бытие» финнов в самодержавной Рос-
сии, то есть предоставить новым гражданам особый статус. Такого
рода политический курс царизма, нацеленный на сохранение в не-
прикосновенности политических, правовых и национальных осо-
бенностей в развитии финского общества, был напрямую связан с
геополитическими интересами России по укреплению обороны сво-
их северо-западных рубежей.
Применительно к Финляндии прежние методы царского прави-
тельства по управлению национальными окраинами государства
не годились. Традиционно самодержавный вектор управления был
направлен на унификацию всех политических, социальных, эконо-
мических и иных процессов на пути слияния окраин с метрополи-
ей. Особый же статус тех или иных национальных территорий ра-
нее царизмом никогда не предусматривался. Одновременно слепо
копировать европейский опыт вассалитета в России также не пред-
ставлялось возможным. Отношения вассалитета - наличие прав и
обязанностей - не сложились на российской почве за всю историю
существования самодержавия. Царизм утверждал отношения под-
данства, то есть безусловного подчинения, и не имел аналогов на
Западе. Пытаясь найти выход из создавшегося положения, династия
Романовых приняла соломоново решение: сохранить прежнюю си-
стему управления в ВКФ вне связи с общероссийскими государст-
венными институтами. Российский император стал править в Вели-
ком княжестве Финляндском на основе прежних шведских законов:
Формы правления 1772 года и Акта соединения и безопасности
1789 года.
Финляндия в составе Российской империи стала представлять со-
бой особое, самостоятельное во внутренних делах государственное
образование, управление которого регламентировалось своим соб-
ственным законодательством. Согласно Форме правления 1772 года,
российский самодержец стал в ВКФ конституционным монархом.
Он обладал единоличным правом на созыв парламента (Сейма), ему