Стр. 190 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Ялта-2015
188
развития, его смещении на Восток. В этом контексте необходимо учиты-
вать, что понимание значимости активного присутствия России на море
пришло не в связи с последними событиями. Так, например, развитие
транзитных арктических коридоров и Северного морского пути, откры-
тие модернизированного аэродрома «Темп» в Северном Ледовитом оке-
ане, деятельность в морях Лаптевых и Восточно-Сибирском стали допол-
нительными штрихами в укреплении позиций Москвы.
Воссоединение Крыма с Россией дало толчок наращиванию техники
и военного контингента в Черном море, модернизации военно-морских
баз в Севастополе, Новороссийске и Феодосии. Недавние совместные
российско-армянские учения на высокогорном полигоне «Алагяз», ин-
теграция Абхазии и Южной Осетии в глубокое военное сотрудничество
говорят о том, что Южный Кавказ также становится точкой опоры внеш-
ней стратегии Москвы, открывая выходы к жизненно важным морским
артериям. Более того, запуск ракет высокой дальности российским
ВМФ из акватории Каспийского моря и первые военно-морские учения
РФ и Китая, прошедшие в мае 2015 года в Средиземном море, которое
не является региональной водной артерией ни для Москвы, ни для Пе-
кина, стали своего рода показательным шагом, нацеленным на воспри-
ятие России как одной из ведущих морских держав. Очевидно также, что
действия Москвы соотносятся и с принятой в 2015 году новой «Морской
доктриной РФ», где, помимо определения задач и способов достижения
национальных интересов страны, отдельно оговаривается восстанов-
ление присутствия российского морского флота в Средиземном море.
Таким образом, вовлечение Москвы в сирийский конфликт лишь очер-
чивает всеобъемлющий охват российской внешней политики, однако
также определяет существенные риски.
Милитаризация Черного моря и сопредельных территорий тормо-
зит перспективы экономического сотрудничества в регионе и ограни-
чивает возможность решения конфликтов. Так, Черноморская военно-
морская группа оперативного взаимодействия (ЧВМГ ОВ) «Блэксифор»,
создававшаяся для проведения совместных учений поисково-спаса-
тельного характера, противоминных и гуманитарных операций, до сих
пор не стала действенным механизмом сотрудничества. Более того,
строительство автомобильных магистралей вокруг Черного моря, полу-
чившее название «Черноморское кольцо», так и не претворено в жизнь.
Под вопросом также стоит и будущее Организации Черноморского
экономического сотрудничества. Очевидно, что увеличение военно-
го присутствия подталкивает сопредельные государства - члены НАТО