Стр. 153 - V

Упрощенная HTML-версия

Январь, 2016
Ялта-2015
151
(в этом случае отличий набралось бы достаточно много), а именно
по отношению к русским (которые воспринимаются настоящими со-
перниками, хотя и, объективно говоря, очень похожи на украинцев
и имеют те же характеристики: являются славянами, православными
христианами и т. д.). Не нужно забывать о том, что образование кол-
лективного чувства идентичности никогда не является самоцелью;
оно формируется для подчеркивания контраста, несоответствия од-
ной этнической группы другой или другим. «Другие» определяют-
ся на основании их отличий, а не похожести. Следовательно, говоря
о национальной идентичности украинцев, нужно отмечать в первую
очередь «противоположность или похожесть», «различия или родст-
венность» с русскими?
Дихотомию встречаем среди представителей украинства - предпо-
читание украинского языка в общественной сфере, другая интерпре-
тация общей с русскими истории, прокламация русофобских идей,
с одной стороны, а с другой - использование русского языка в быту.
Подобное поведение антрополог Майкл Герцфелд называет «культур-
ной близостью»; доказательством тому у украинцев служат родствен-
ные связи, часто неразрывно переплетающиеся с русскими, стиль по-
ведения, полностью тождественный стилю русских, и т. д.
С этнографической точки зрения, в особенности в столице, где
оба компонента раньше гармонично сосуществовали (к сожалению,
теперь приходится говорить в прошедшем времени), можно было
наблюдать, как росло напряжение между официальной и частной
сферами: несовпадение между объективной реальностью, которую
предлагало государство (точнее тем, что государство предписывало в
качестве объективной реальности), и субъективной реальностью, что
усиливалось действиями, направленными на выполнение условий,
навязанных государственными структурами. Так, например, в Киеве, в
мае 2013 года я посетил одну общеобразовательную школу. Учитель-
ница, у которой мать - украинка, отец - русский, родной язык которой
русский, должна была вести уроки на украинском языке. А родители,
которые в конце уроков забирают детей, переходят в разговоре меж-
ду собой и с учительницей на русский.
В Италии знаменито высказывание, приписываемое патриоту и
писателю Массимо Адзельо (1798-1866 гг.), сделанное в годы объе-
динения Италии: «Мы сформировали Италию, а теперь нужно воспи-
тать итальянцев». Вторя ему, можно сказать, что начиная с 1991 года