Стр. 95 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Ялта-2014
90
ствах человеческих взаимоотношений, зависят от человеческого фак-
тора. Иными словами, наличие ресурсов не является гарантией того, что
вы всегда получите желаемый результат. Например, военный потенциал
НАТО не имеет себе равных в мире, однако нет ни одного вопроса, кото-
рый бы эта организация решила с однозначной пользой для себя. Именно
поэтому «превращение ресурсов в реализуемую силу в смысле достиже-
ния желательных результатов требует хорошо разработанного плана дей-
ствий и опытного руководства». Это, собственно, и есть «умная сила».
Конечно, очень важным фактором является возможность и способность
влиять на поведение лиц, принимающих решения (ЛПР). Д.Эйзенхауэр - 34-й
Президент США - обозначил это как побуждение делать что-то «не толь-
ко потому, что вы говорите им, что так надо сделать, а потому, что они ин-
стинктивно хотят это сделать для вас». Однако реализация такой политики
приносит желаемые результаты лишь в случае формирования приоритетов
ЛПР в русле интересов страны - проводника «умной силы». Таким образом,
применение силы заключается в формировании как ценностей и приорите-
тов конкретных политиков и влияющих на них лиц, так и во влиянии на си-
туацию, в которой они вынуждены менять стратегию.
Приоритет в формировании убеждений, как и оценок той или иной
проблемы, ситуации принадлежит «мягкой силе». Ярким доказатель-
ством тому является украинский кризис. Поэтому использование ин-
формации и связи представляется первоочередным. Как заметил еще в
2006 году министр обороны США Д.Рамсфелд по поводу так называемой
войны с терроризмом: «В этой войне некоторые самые решающие сраже-
ния проходят не в горах Афганистана, а в новостных редакциях в Нью-Йор-
ке, Лондоне и Каире». Однако строить политику только на информацион-
ных ресурсах недостаточно. Разрабатывая политическую стратегию, важно
помнить первое правило рекламного дела: если у вас плохой товар, даже
самая хорошая реклама не поможет его продать. Грубо говоря, добьется
желаемого результата тот субъект, который имеет хороший товар и хоро-
шую рекламу. Это, собственно, и есть проявление «умной силы».
«Умная сила» как стратагема развития
В современном мире объективны тенденции «размывания» господ-
ства США, усиливающиеся, во-первых, внутренними противоречиями,
обусловленными «надрывом» ролью мирового лидера. Во-вторых, зна-
чительным экономическим ростом, переживаемым, прежде всего, ази-
атскими гигантами - Индией и Китаем, а шире - всей Восточной Азией.
В-третьих, возрождением России и конкретными ее шагами по консоли-
дации своего геополитического и цивилизационного региона влияния -
Северной Евразии. Наконец, что не менее важно, повсеместным ростом