Стр. 94 - V

Упрощенная HTML-версия

Январь, 2015
Ялта-2014
89
Природа «умной силы»
До сих пор остается отрытым вопрос: чем измеряется сила в между-
народных отношениях? Существуют ли какие-то количественные показа-
тели этого понятия, на основании которых можно спрогнозировать по-
ведение того или иного государства?
Роберт Клайн - высокопоставленный чиновник ЦРУ, занимавшийся
анализом баланса сил в период холодной войны, сформулировал свое
видение этой проблемы. В 1977 году он опубликовал некоторые итоги
многолетней работы. Интерес представляет следующая формула:
Сила государства = (население + территория + экономика + военная
мощь) × (стратегия + воля).
После того как в эту формулу были поставлены конкретные данные,
Клайн пришел к выводу, что Советский Союз вдвое сильнее США. Для
нас очевидно, что главная причина поражения СССР в холодной войне
в том, что уже в конце 1980-х годов советское руководство не только не
имело стратегии развития страны, но полностью утратило волю к отста-
иванию национальных интересов.
В современных условиях индексы силы, учитывающие самый широ-
кий спектр ресурсов страны (технологии, человеческие и материальные
факторы, развитость инфраструктуры, финансовые возможности, воен-
ная мощь, боевая подготовка и др.), акцентируют внимание на интеллек-
туальных, информационных и волевых способностях системы и конкрет-
ных политических лидеров, что нашло выражение в концепции «мягкой
силы» (МС), сформулированной Дж.С.Наем в 1990 году. С 2004 года
Дж.Най не только как ученый, но и как советник ряда государственных
структур США занимается разработкой стратегии «умной силы», которая
сочетает полный набор инструментария как для принуждения - «твердая
сила», так и для убеждения и притяжения - «мягкая сила».
Несколько лет назад в США, в Центре стратегических и международ-
ных исследований, была создана Комиссия по «умной силе» (УС), которая
пришла к выводу о настоятельной необходимости соединения «твер-
дой» и «мягкой» сил в эффективную стратагему, применяемую при раз-
личных обстоятельствах. Сложность современного этапа развития ми-
ровой политики в том, что в борьбу за влияние, информацию и ресурсы
включены не только (а зачастую даже не столько) государства, сколько
наднациональные структуры и ТНК. Сегодня происходит «передача», пе-
рераспределение силы с уровня государства на уровень негосударст-
венных, «супранациональных» (Э.Хобсбаум) игроков.
Важно понимать, что в новых геополитических реалиях повестка дня,
вектор развития конкретной страны и целых регионов зависят не только
от имеющихся ресурсов, но и от меняющихся при различных обстоятель-