Стр. 88 - V

Упрощенная HTML-версия

Январь, 2015
Ялта-2014
83
ЕС европейским странам СНГ, на самом деле предполагает откровенное
использование рынка этих стран без взятия на себя каких-либо встреч-
ных обязательств. Поэтому формирование собственного интеграцион-
ного объединения для наиболее экономически развитых постсоветских
стран, таких как Россия, Казахстан и Белоруссия, стало для них жизненно
необходимым решением.
Ясное понимание всеми лидерами стран безальтернативности этого
интеграционного процесса позволило эффективно разрешить достаточно
серьезные экономические противоречия на этапе формирования Тамо-
женного союза и перейти к созданию Евразийского союза с более высокой
степенью экономической интеграции между странами. Эффективная дея-
тельность объединения привлекла и другие страны СНГ, такие как Армения,
Киргизия, которые выразили стремление присоединиться к проекту.
Но уже в самом начале процесса формирования Евразийского союза
возникли определенные сложности и непонимание между участниками
проекта. Речь идет о необходимости в дальнейшем при достижении уже
достаточно высоких уровней экономической интеграции начать процесс
политической интеграции между странами.
Весь опыт формирования объединений с высоким уровнем экономи-
ческой интеграции говорит о том, что сугубо экономическая интеграция
имеет свои достаточно скромные пределы и объединительные процес-
сы без введения элементов политической интеграции останавливаются,
а то и поворачивают вспять.
Ярким примером таких процессов является судьба Союзного государ-
ства России и Белоруссии. После того как были отброшены ранее пред-
усмотренные в Союзном договоре такие элементы политической интег-
рации, как избрание союзного парламента и формирование высшего
суда Союзного государства, экономические интеграционные процессы
резко замедлились, а идея введения единой валюты провалилась.
В то же время даже самые осторожные высказывания спикера Госдумы
С.Нарышкина о необходимости в отдаленном будущем перейти в Евразий-
ском союзе к элементам политической интеграции вызвали очень резкую,
можно сказать, неадекватную реакцию и в Казахстане, и Белоруссии.
Лидеров Казахстана и Белоруссии в чем-то можно понять. Они опаса-
ются, что введение элементов политической интеграции приведет к уни-
фикации политических моделей этих стран с российской, которая отли-
чается значительно большей демократичностью.
Кроме того, в условиях все возрастающего противостояния России и
западного сообщества вокруг Украины лидеры Казахстана и Белоруссии
стремятся сохранить многополярность своей политики, а если говорить