Стр. 174 - V

Упрощенная HTML-версия

Январь, 2015
Ялта-2014
169
с Кремлем, сталкивается с рядом проблем, происходящих непосредст-
венно у ее границ. Во многом они могут быть описаны с точки зрения
представления турецкой стороной о роли Москвы в эскалации напря-
женности. Так, например, присоединение Крыма стало третьим в череде
подобных событий, а именно: после грузинского (2008 г.) и продолжаю-
щегося сирийского конфликтов (с 2011 г.).
Приходится признать, что за всю историю российско-турецких отно-
шений ни Москва, ни Анкара практически никогда не шли по пути взаим-
ного продуктивного сотрудничества в вопросе решения региональных
кризисов. Сейчас же, когда дело касается стратегически важного объек-
та как для России, так и для Турции, а именно полуострова, особо значи-
мым представляется возможная коммуникация правительств двух стран.
Одним из наиболее вероятных сценариев может стать переоценка
Анкарой «образа врага» или, точнее, «угрозы» в зоне Черноморского ре-
гиона. Так, Черное море всегда позиционировалось как своеобразный
водораздел между двумя великими державами - Оттоманской и Россий-
ской империями. Со времен холодной войны территория Черного моря
выступала в роли «буферной зоны» между силами Североатлантическо-
го альянса, членом которого является Анкара. В этой связи необходимо
понимать, что именно Турция в то время являлась единственной стра-
ной - представительницей НАТО в данном регионе.
Позитивные изменения в представлении концепции внешней «угро-
зы» двумя странами стали наблюдаться лишь после распада СССР и в на-
чале 2000-х годов. Так, например, в 2010 году в одном из наиболее зна-
чимых документов по внешней политике Турции, а именно в Концепции
национальной безопасности, Россия, наравне с Грецией и Ираном, пере-
стала выступать в образе «потенциальной внешней угрозы» для Анкары.
Более того, существенным аспектом, которому необходимо уделить
отдельное внимание, является торгово-экономическое сотрудничество
Москвы и Анкары, усилившееся в период 2000-х годов, отодвинувшее
решение важнейших вопросов развития сотрудничества в региональ-
ном контексте на определенное время. Ввиду того, что присоединение
Крыма становится очагом противостояния Москвы и стран Запада на
фоне увеличившегося военного присутствия России и сил НАТО в ре-
гионе Черного моря, проблема полуострова может снова сказаться на
негативных последствиях концепции «угрозы» в турецких внешнеполи-
тических кругах. С другой стороны, в дальнейшем присутствие сил Се-
вероатлантического альянса непосредственно у границ РФ может также