Стр. 159 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Ялта-2014
154
- роль и место Тавриды в процессе использования византийской ци-
вилизационной модели в X-XIV веках;
- Таврида как звено культурно-цивилизационных связей Русского го-
сударства и Византии во второй половине XV века;
- возвращение в XVIII столетии Крыма в культурно-цивилизационное
пространство России как наследницы и цивилизационной правопреем-
ницы византийского культурно-цивилизационного пространства (кон-
цепция «Москва - Третий Рим»).
Статус Крыма для России наиболее явственно в историческом плане
обозначается в процессе длительной борьбы России с Османской им-
перией (Оттоманской Портой). По сути дела, это была самая длитель-
ная в человеческой истории война, продолжавшаяся 310 лет - с 1568 по
1878 год. Эту войну России есть все основания охарактеризовать как
войну за византийское наследство. Россия вела эту войну в качестве
цивилизационной правопреемницы Византийской империи, историче-
ское пространство которой было захвачено турками-османами. Причем
из 11 войн за этот период четыре войны Россия вела за освобождение
от османского ига порабощенных народов, включенных ранее в струк-
туру византийского культурно-цивилизационного пространства, - гре-
ков, болгар, валахов, сербов. Посему научно-исторически корректно
говорить не о завоевании и даже не о присоединении Крыма Россией
в конце XVIII века, а о возвращении, с учетом той значимости, которую
имел Крым для русско-византийских культурно-цивилизационных свя-
зей. Эта значимость определяется и таврической историей в структуре
Византийской цивилизации, и выстраиванием и реализацией проекта
«Москва - Третий Рим».
Поэтому совершенно безосновательно утверждать о войне России в
конце XVIII столетия против Крымского ханства. Это ясно и потому, что
тогда существовал Крымский юрт в составе Османской империи (пусть
и с достаточно широкими полномочиями), но уже давно не было незави-
симого государственного образования - Крымского ханства, просущест-
вовавшего самостоятельно несколько десятилетий в XV столетии.
Приведенные оценки позволяют рассматривать возвращение Крыма
в состав Российской Федерации в 2014 году как действие прежде всего
культурно-цивилизационного характера, когда политические средства
лишь способствуют решению исторически назревающих и назревших
задач. В этом смысле Крым для России является одним из важнейших
свойств и знаков ее социокультурной традиции, цивилизационного дви-
жения и самобытности, непрерывности российской истории.