Стр. 158 - V

Упрощенная HTML-версия

Январь, 2015
Ялта-2014
153
ния на уровне глобальных географических регионов и в планетарном
масштабе. Усилия в цивилизационном строительстве, определяемые
формированием социокультурного пространства социума в связи с
деятельностным окультуриванием среды социального существования,
стимулируют геополитическую активность и создают собственно гео-
политические процессы.
Определяющий выход на геополитические процессы и, в конечном
итоге, геополитическое устройство мира (в масштабе глобального ре-
гиона или на планетарном уровне) развитых культурных комплексов,
устойчивых и продвинутых социокультурных систем, порождающих
доминирующие цивилизационные типы и модели, осуществляемый по-
средством возникающих на их основе государственных образований,
проистекает из самой природы культуры, которая императивно утвер-
ждает свои способы и результаты (продукты культуры) в пространстве
функционирования общества. Развитая социокультурная система стре-
мится осваивать новые пространства, утверждая в нем свои способы
социальной деятельности. Цивилизационные конструкции в виде типов
или моделей, возникающие как оформление достижений культурного
комплекса, становятся доминирующими в географических пространст-
вах, куда распространяются социокультурные интересы социума.
В процессе движения к своей собственной аутентичной цивилизаци-
онной модели Россия прошла стадии использования репродуктивной и
имплантационной цивилизационных моделей.
Принятие христианства на Руси в конце Х века знаменовало собой не
только, а может быть, не столько новую форму религии, но прежде всего
репродукцию и имплантацию в русское социокультурное пространство
ценностей и стандартов византийской цивилизации.
В начале XVIII столетия в России начинается строительство импланта-
ционной цивилизационной модели с ориентацией на европейскую ци-
вилизацию.
И в том и в другом случаях использовались цивилизационные модели
- византийская и европейская - при наличии собственной русской/россий-
ской социокультурной платформы, благодаря которой все иноцивилизаци-
онные технологии использовались, но не копировались. Следовательно, уже
изначально у нас есть основания говорить о специфике русской/российской
цивилизации, в том числе в соотношении с византийской и европейской.
Показательным для контекста и представления культурно-цивилиза-
ционного пространства России является статус Тавриды/Крыма. Он пе-
редается следующими историческими феноменами: