Стр. 87 - V

Упрощенная HTML-версия

Ноябрь, 2017
Продвижение российского образования в Китае: вызовы и перспективы
85
Экспорт образовательных услуг российских вузов в КНР осу-
ществляется в основном в рамках межвузовского обмена и на базе
договоров с китайскими партнерами в области набора учащихся.
Развиваются и многосторонние сетевые проекты - Университет
ШОС и Сетевой университет БРИКС, которые в перспективе могут
стать новыми каналами привлечения иностранных учащихся в Рос-
сию, в том числе на платные формы обучения. Актуальные стати-
стические данные и аналитический взгляд на развитие евразийско-
го пространства высшего образования были ранее представлены в
журнале «Международная жизнь» в одной из ключевых для данной
проблематики работ Л.Смирновой [4].
Ведущие российские и другие иностранные университеты пра-
ктикуют в Китае следующие основные формы продвижения:
- двустороннее межвузовское сотрудничество;
- членство в межвузовских ассоциациях;
- развитие партнерских связей со специализированными центра-
ми и компаниями в области набора учащихся;
- участие в конгрессно-выставочных мероприятиях образователь-
ной тематики, фестивалях, днях национальной культуры;
- открытие представительств на базе китайских вузов-партнеров;
- организация летних и зимних программ для школьников - по-
тенциальных абитуриентов;
- организация в Китае языковых курсов, проведение тестирова-
ний, предметных олимпиад.
Университеты зарубежных стран действуют в Китае при поддер-
жке дипломатических миссий и культурных представительств (Бри-
танский совет, Альянс Франсез, Институт Гёте, Институт Серванте-
са). Усилия российских вузов на конкурентном рынке образования в
Китае также находят по линиям МИД, Министерства образования и
науки, Россотрудничества государственную поддержку, которая за-
ключается в следующем:
- обеспечение необходимых для продвижения российского обра-
зования контактов с министерствами и другими органами управле-
ния образованием зарубежных стран;
- оформление иностранным студентам, преподавателям, другим
участникам академических обменов по приглашениям российских
образовательных учреждений обыкновенных учебных виз с целью
въезда «учеба» или «курсы», обыкновенных гуманитарных виз с це-
лью въезда «научно-технические связи»;