Ноябрь, 2017
Продвижение российского образования в Китае: вызовы и перспективы
83
ное обучение в Австралию и Новою Зеландию. Однако главными
естественными маркетинговыми преимуществами в целевой ау-
дитории в странах Азии стали англоязычная среда и ассоциации с
классическим британским образованием.
Остается открытым вопрос: могут ли ассоциации с традиционно
качественным советским высшим образованием относиться к мар-
кетинговым преимуществам российских вузов на образовательных
рынках Азии? Но главными критериями оценки привлекательности
зарубежного университета для современных китайских абитуриен-
тов являются признаваемые на международном уровне количест-
венные и качественные показатели, включая перспективы трудо-
устройства выпускников.
Несмотря на то что становление системы высшего образования
КНР на организационном этапе действительно происходило по со-
ветскому образцу, ситуация изменилась. Китай давно перешел к
многоуровневой системе подготовки бакалавров и магистров, ки-
тайские университеты шире представлены в мировых рейтингах,
там работают приглашенные специалисты из ведущих зарубеж-
ных научно-образовательных центров. Китай не только направляет
за границу наибольшее число студентов, но и сам является одним
из крупнейших в мире экспортеров образовательных услуг. Чи-
сленность обучающихся в Китае иностранцев во время реализации
XII Пятилетнего плана (2011-2015 гг.), по данным 2016 года, выро-
сла на 26% и составила 443 тыс. человек, в том числе более 17 тыс.
российских студентов.
В КНР одним из критериев оценки эффективности работы в сфе-
ре международной академической мобильности является процент-
ное соотношение уехавших на обучение за рубеж и вернувшихся по
окончании обучения собственных граждан. В 2012 году из 400 тыс.
человек вернулись 68%, в 2016 году при увеличении годового числа
выездов до 545 тысяч показатель «возвращаемости» в Китае вырос
до 79% [10].
В России государственной программой «Развитие образо-
вания» на 2013-2020 годы было запланировано повышение
к 2020 году доли иностранных граждан в общем контингенте уча-
щихся российских вузов до 5% и получение доходов от оплаты
обучения иностранцев в размере до 10% от общего объема финан-
сирования российской системы образования. Содействие продви-
жению на международном рынке образования предусмотрено По-