«Международная жизнь»
Валентин Богомазов
62
Изучение текста статьи С.Стремидловского выводит на ключевую
в ней фразу: «И если Святой престол действительно ищет мира меж-
ду Западом и Востоком, то это не должно быть достигнуто за счет от-
странения Соединенных Штатов, Британии и их союзников»
22
.
Аналогичное, по сути, видение нынешнего курса центра миро-
вого католицизма проступает в рассуждениях одного из основных
американских ватиканистов Дж.Аллена. Его продолжают коробить
слова Папы Франциска о «братоубийственной войне» на Украи-
не, а не о «российской агрессии», поскольку тем самым, как сетует
Дж.Аллен, «не только были обескуражены украинские греко-като-
лики [униаты]», но и «стала зримой важность, придаваемая Вати-
каном тому, чтобы не переводить вспять в отношениях с Патриар-
хатом стрелки часов и не показаться враждебно настроенным к
национальным интересам России»
23
.
И в отечественной научной, и экспертной среде вопросы рос-
сийско-ватиканских связей вызывают порой острые дебаты. Если
религиовед Р.Н.Лункин из Института Европы РАН считает встре-
чу госсекретаря Ватикана с российскими властями «благотворно
сказывающейся на отношениях России и Запада», то политолог
А.В.Макаркин из «Центра политических технологий», напротив,
уверен, что у Ватикана «есть желание, но нет возможностей»
улучшить взаимодействие России с западными странами. Для под-
крепления этого предположения утверждается, что примирение
греко-католиков и Русской православной церкви при помощи Ва-
тикана маловероятно из-за того, что «все стороны преследуют раз-
ные цели»
24
.
Перспективный, на наш взгляд, аналитик из интернет-газеты
«Взгляд» П.Акопов недавно изложил собственное понимание при-
роды подвижек в отношениях Россия - Святой престол. Прозвучала
следующая констатация: «Между Москвой и Ватиканом все послед-
ние годы идет неафишируемая геополитическая игра, суть которой
в том, что две силы присматриваются к тому, насколько они могут
быть ситуационными союзниками в нынешнем мире. Историческое
противоречие и противостояние между православным Русским ми-
ром и католическим Римом никуда не исчезает, но на самóм Западе
католическая церковь все больше и больше оказывается в положе-
нии обороняющейся, отступающей, уступающей. И в этой ситуации
Ватикан, как важнейший центр координации и управления старой
европейской аристократией, ищет союзников в противостоянии на-