Ноябрь, 2016
Россия - Запад: время задуматься о «разрядке-2»
35
применения химического оружия и о его уничтожении и ДВЗЯИ, а так-
же деятельности ООН, ее разоруженческих органов и Конференции по
разоружению в Женеве
10
. При этом и в многостороннем разоружении,
и в решении проблем нераспространения (за исключением активизиро-
вавшейся в последнее время Германии) европейские страны склонны
как бы самоустраняться, предпочитая наблюдать за развитием взаимо-
отношений России и США. Вместе с тем данная тематика представля-
ется весьма плодотворной для расширения российского диалога с ЕС в
ближайшее время, в частности с европейскими членами «большой пя-
терки», которая стала еще одним форумом по проблемам нераспростра-
нения и контроля над вооружениями в условиях стагнации Конферен-
ции по разоружению и паузы в двустороннем диалоге Россия - США.
В деле
сокращения обычных вооружений
в Европе требуется найти
радикально новые подходы после фактического прекращения действия
ДОВСЕ и в условиях резкого нарастания военной активности в регио-
не, возрождения планов создания «европейской армии» и российских
озабоченностей по поводу окружения страны новыми базами НАТО.
Москва полностью приостановила участие в Договоре об обычных во-
оруженных силах и вооружениях в Европе, который на протяжении по-
чти 25 лет был одним из важных элементов конструкции европейской
безопасности. Со своей стороны участвующие в ДОВСЕ члены НАТО
заявили о прекращении соблюдения обязательств по договору в отно-
шении России, продолжая при этом выполнять его в отношении всех
других государств-участников
11
.
Негибкий подход НАТО к переговорам в течение предыдущего деся-
тилетия и попытки добиться вывода небольших российских континген-
тов из Гудауты (Грузия) и Колбасной (Приднестровье) со ссылкой на ре-
шения Стамбульского саммита ОБСЕ 1999 года практически разрушили
структуру транспарентности и предсказуемости в военной области от
Атлантики до Урала
12
.
Используя площадку ОБСЕ, можно было бы запустить новый про-
цесс с участием 36 стран (30 государств - участников ДОВСЕ и шести
государств - членов альянса, не являющихся его участниками). Эта
работа могла бы вестись в рамках специальных целевых групп. Одна-
ко запуску такого процесса явно препятствует неурегулированность
украинского кризиса. Очевидно, однако, что крупные разоруженческие
меры - задача на среднесрочную перспективу и реализуемы они лишь
при нормализации отношений Москвы и НАТО.
Разумеется, ожидать каких-либо знаковых прорывов в ближайшем
будущем в условиях взаимного кризиса доверия вряд ли реалистично.