Стр. 122 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Александр Фролов
120
пенного партнера. Ее Вооруженные силы обрели немалую мощь для
сокрушения любого агрессора и защиты собственной территории.
С другой стороны, она на данном этапе не стремится и не может
стремиться к формированию вокруг себя подконтрольных ей объ-
единений государств в силу состояния экономики и идеологии. Ее
партнерство с различными странами мира, международными регио-
нальными организациями может быть только равноправным, рав-
но как и ее участие в региональных объединениях государств, будь
то СНГ, ОДКБ или ШОС. И эти объединения вполне могут решать
вопросы сотрудничества с той же самой НАТО в деле поддержа-
ния международной безопасности, как это делалось совсем недавно
применительно к Афганистану.
В свете формирующихся тенденций характерно одно недавнее
мероприятие, а именно: организованный в мае этого года саммит
АСЕАН - Россия в городе Сочи. Форум имел ряд важных особен-
ностей. Во-первых, он был проведен следом за февральским самми-
том АСЕАН - США, и руководство США было против того, чтобы
встреча в России вообще состоялась. Во-вторых, вопреки этому же-
ланию Вашингтона, лидеры стран АСЕАН тем не менее все приеха-
ли в Россию. В-третьих, никто из них не стремился найти в России
какую-то альтернативу США или Китаю, поскольку объем россий-
ской торговли со странами АСЕАН явно несопоставим с соответст-
вующими объемами торговли с США и Китаем но вместе с тем все
они увидели в России третью силу. Прежде всего, в создании поли-
тических противовесов последним. И этому есть все основания.
Россия, не будучи мировым экономическим лидером, тем не менее
обладает непререкаемой военной мощью, гигантским энергетиче-
ским потенциалом, и именно ее мнение является для Вашингтона наи-
более важным в решении мировых кризисных ситуаций. Более того,
Россия имеет большой опыт плодотворного сотрудничества со стра-
нами Юго-Восточной Азии, основанного именно на равноправии, а
не стремлении к доминированию. Также у нее хорошая репутация в
урегулировании международных политических кризисов.
Сейчас фактически не только три страны способны формиро-
вать межрегиональные организации. Конечно, шансы США в этом
направлении выглядят предпочтительнее, поскольку они обладают
финансово-экономической и военной мощью, разветвленной систе-
мой транспорта и связи. Но в идейном плане те цели, которые они
ставят, готовы разделять лишь их западные союзники, а новые ре-