Ноябрь, 2016
«Центры силы» и многополярность: взгляд сквозь время
117
Другие организации формируются на паритетной основе равен-
ства ее членов, не только де-юре, но и де-факто. Объединения, где
нет одного лидера, могут быть более эффективны в создании дело-
вого сотрудничества (если им не препятствуют обязанности по дру-
гим организациям), но действовать единым политическим фронтом
для них весьма проблематично. Равно как и совместно отстаивать
интересы одного из своих членов. Но очевидно, что будущее в усло-
виях растущей многополярности именно за вторыми, поскольку
они не связывают своих членов жесткими политическими и ины-
ми условиями, дают большую свободу выбора в деле интеграции
и, наверное, не являются препятствием для вхождения в другие ме-
ждународные организации. Сегодня мы, например, наблюдаем, как
страны ЕС никоим образом не могут сочленяться со странами Тамо-
женного союза, а Турция как член НАТО, при всей для нее привле-
кательности ШОС не может полноправно войти в эту организацию.
Появление новых «центров силы» оказывает весьма специфи-
ческое воздействие на функционирование международных органи-
заций, поскольку в современной ситуации никакой центр силы не
способен эффективно решать свои внешнеполитические и эконо-
мические задачи самостоятельно. На этом фоне мы видим падение
значимости или эффективности глобальных организаций, таких,
например, как СБ ООН, и усиление региональных, которые расши-
рением сферы своей деятельности и берущимися на себя функцио-
нальными обязанностями выходят за пределы своей традиционной
ответственности.
Другие региональные организации, вроде АСЕАН или ССАГПЗ,
демонстрируют разную степень полезности. Более того, появляется
потребность в формировании трансрегиональных организаций по
типу БРИКС. Значение такого рода структур состоит в том, что они
связывают различные континенты множеством горизонтальных ни-
тей взаимодействия и сотрудничества.
«ЦЕНТРЫ СИЛЫ» И ПОЛИТИКА РОССИИ
Появление в мире новых «центров силы» - явление, безусловно,
положительное для нынешней России. Оно усиливает альтернатив-
ность ее политического курса, позволяет шире взаимодействовать с
самыми разными государствами. Более избирательной и альтерна-