«Международная жизнь»
Николай Литвак
92
ся только к имеющим отношение к информационному характеру):
представление французских властей за рубежом*, всестороннее ин-
формирование французских властей о стране аккредитации, инфор-
мирование страны аккредитации о французской позиции, ведение
диалога с иностранными властями, усиление французского присут-
ствия в стране аккредитации, переговоры и подписание междуна-
родных договоров. Посол должен уметь руководить коллективом,
вести с ним диалог, вести общение в другом культурном контексте,
быть посредником, вести международные переговоры. Посол дол-
жен знать международный контекст, политические науки и между-
народные отношения, несколько языков и иностранных культур, во-
просы обороны и стратегии.
Но главное, на чем все настаивают, - что дипломатия это не ре-
месло, которому подобно большинству других профессий обуча-
ют практически кого угодно. Дипломатии учатся самостоятельно.
Хотя и под руководством своего рода наставника, который, конеч-
но, и передает некоторые секреты профессии. Обучение идет на
практике через понимание того, что именно требуется в каждом
конкретном случае, при составлении каждого нового документа,
и это - всякий раз посредством своего рода рецензирования про-
деланной работы вышестоящими коллегами. Как пример, один из
советников рассказал о глубокой признательности своему послу,
который потратил личное время и отредактировал текст его пер-
вого публичного выступления в новой стране назначения, изменив
не столько само содержание, сколько очередность подачи его аргу-
ментов, чтобы оно соответствовало локальной культуре. Процесс
познания, например как и какие документы писать, весьма долгов-
ременный и в большинстве случаев болезненный (вышестоящие
начальники все время правят их, исходя из самых разных сообра-
жений, что постигается только методом проб и ошибок на протя-
жении длительного времени).
*
Большинство далеких от дипломатии людей, включая и студентов, собирающихся на дипслужбу,
считают эту функцию основной, притом что никто из них не может пояснить, что это значит практи-
чески, как это осуществляется - представлять страну (точнее - руководителя государства, подписав-
шего верительные грамоты посла). В то время как это означает, причем только для самого дипломата,
только то, что он должен в своих поступках и высказываниях постоянно отдавать себе отчет, что все
это воспринимается, как сказанное от лица его государства (руководителя страны), как его (государ-
ства, а не лично посла, например) официальная позиция. Это существенно влияет на само мышление
дипломатического работника.