Стр. 80 - V (1)

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Николай Литвак
78
информации по поставленным ему вопросам, собирает и изучает
информацию о текущей ситуации за рубежом, составляет сценарии
развития событий, прогнозы, формулирует предложения для дости-
жения поставленных политическим руководством целей.
В 2013 году было завершено широкомасштабное (хотя и не все-
охватывающее) социологическое исследование французской дип-
службы
4
, проведенное при поддержке и с разрешения МИД. Его
авторы определили, что информация вообще - это представление
факта или идеи, несущих новое, дополнительное знание, в принци-
пе полезное адресату. Ими же были выделены следующие основные
составные части информационной работы дипломатов: «собирать
информацию, информировать, общаться»
5
.
Сегодня, как и последние примерно сто лет, типичный (но, ко-
нечно, разный в зависимости от страны пребывания) ежедневный
массив входящей информации в посольствах состоит из дипломати-
ческих телеграмм (ДТ), около 20 местных газет, дайджеста местной
прессы и сообщений АФП, реже - нескольких теле- и радиокана-
лов. Кроме того, один или несколько раз в месяц поступают пять-
шесть местных журналов и документы из Центра (диппочтой). Вся
эта информация классифицируется и расценивается с точки зрения
текущих решаемых задач - то, что актуально, читается и изучается
в первую очередь. Но в независимости от важности и актуально-
сти вся информация из медиаисточников планомерно архивирует-
ся. Важное отличие в этом смысле существует в постпредствах при
международных организациях: там внимание к медиа весьма огра-
ничено, за исключением специализированных для конкретных меж-
дународных организаций изданий.
Однако предпочитаемый дипломатами источник качественной
информации - это контакты с людьми, особенно с действующими
лицами досье, с которыми идет работа. В связи с тем, что каждый
сотрудник ведет свои вопросы, у него складывается и соответству-
ющий круг контактов. На это разделение направлений накладыва-
ется иерархическая, должностная разница, то есть необходимость
соблюдения статусных уровней при общении (министры - это уро-
вень посла, а не советника, чьим уровнем может быть помощник
министра). Хотя и в первом, и во втором случаях границы не опре-
делены слишком четко. В дипломатический лексикон теперь вошел
и термин «сети», к которым, как часто говорят французские дипло-
маты, необходимо «подключиться» для получения качественной ин-