Ноябрь, 2015
Сложный выбор Каталонии
41
ным расчетам, эта цена может с лихвой перекрыть ожидаемую сто-
ронниками отделения от Испании экономию от прекращения отчи-
слений Мадриду средств из бюджета автономии.
Оценивая перспективы достижения каталонцами независимо-
сти, надо обратить внимание на еще один существенный момент.
В ходе политической борьбы вокруг этого вопроса как в Испании,
так и за ее пределами совершенно отсутствует тема отношения
НАТО к такой возможности. Скорее всего, отсутствие реакции со-
юза на перспективу потери стратегически важной части территории
одним из лояльных и надежных членов организации неслучайно.
В ходе сентябрьского визита в Вашингтон испанского короля Фи-
липпа VI Б.Обама недвусмысленно заявил, что США рассчиты-
вают на сохранение «сильной и единой Испании»
10
. Сопоставляя
многозначительное молчание НАТО с такой позицией американско-
го президента, можно вполне предположить, что военно-политиче-
ской организации Запада отводится своего рода роль ружья, вися-
щего до поры до времени на стене.
Имея в виду отмеченные выше слабости в позиции каталонских
сторонников региональной независимости и принимая во внимание
позиции ведущих общеиспанских политических партий, руководст-
ва стран - участниц ЕС, самого Евросоюза и заокеанского «старше-
го брата», можно сделать достаточно уверенно вывод о том, что ни-
кто не позволит Каталонии стать независимой.
Безусловно, богатый опыт Запада в проведении жестких реше-
ний под прикрытием «незыблемых принципов» демократии, скорее
всего, позволит избежать радикальных вариантов решения каталон-
ского вопроса. Учитывая грядущие парламентские выборы, можно
предположить, что в случае ухода от власти Народной партии поиск
компромисса с каталонскими националистами будет идти в рамках
конституционной реформы, возможно, через превращение Испании
в федеративное государство. В случае же сохранения «народников»
у власти, вполне возможен и жесткий сценарий, допускающий пря-
мой конфликт центрального правительства с каталонскими национа-
листами. На это вполне справедливо указывает А.А.Орлов, который
отмечает, что «Мадрид сделал однозначный выбор в пользу прин-
ципа территориальной целостности государства, который зачастую
вступает в коллизию с правом народов на самоопределение»
11
. При
этом правовые и силовые рычаги, имеющиеся в распоряжении Мад-
рида, безусловная поддержка центрального правительства Испании