Стр. 42 - V (1)

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Иван Попов
40
циально-экономической сфере. Такие нестыковки в позициях блока
ДКК и ЛРК, с одной стороны, и КНЕ - с другой, не способствуют
стабильности широкой коалиции сторонников независимости реги-
она, если эта коалиция вообще окажется возможной.
Важнейшим слабым местом в позиции националистов, озвучива-
емой прежде всего А.Масом, является тот факт, что они не мыслят
независимую Каталонию вне Европейского союза, шенгенской зоны
и зоны евро. При этом официальный Брюссель и лидеры ведущих
стран - участниц ЕС неоднократно подтверждали, что Каталония при
выходе из состава Испании потеряет статус участника ЕС и должна
будет встать в конец очереди из стран - кандидатов на вступление.
«Конвергенция» всячески пытается затушевать этот вопрос, однако в
одном из недавних интервью А.Мас все же вынужден был признать
наличие серьезной проблемы в вопросе сохранения участия незави-
симой Каталонии в ЕС. Он прямо признал, что Испания всегда будет
в состоянии наложить вето на вступление Каталонии в ЕС
8
.
При этом надо отметить, что необходимость участия в ЕС не ста-
вится под сомнение никем из националистов, кроме упомянутых
выше радикалов из КНЕ. Больше того, созданный правительством
Каталонии Экспертный совет содействия национальной трансформа-
ции опубликовал исследование, из которого следует вывод о том, что
независимое каталонское государство невозможно, если оно окажется
вне зоны евро. Эксперты Совета настаивают на том, что Каталонии
необходимо оставаться в зоне евро, даже в случае временного выхо-
да из состава ЕС. В качестве решения они предлагают использовать
прецедент, созданный применительно к Андорре и Монако
9
. Нет нуж-
ды говорить о том, что реальная перспектива оказаться вне ЕС может
развеять эйфорию многих сторонников независимости региона, когда
надо будет принимать окончательное решение.
Наконец, есть другая очевидная слабость в позиции национали-
стов. Практически не обсуждается вопрос о существенных расхо-
дах, которые Каталония будет вынуждена нести как независимое
государство в сфере внешней политики и безопасности. Речь идет
о расходах на силовые структуры, на обеспечение безопасности
границ, на борьбу с организованной преступностью и наркотрафи-
ком, на участие в международных организациях системы ООН, на
содержание, наконец, дипломатических представительств. В целом
вопрос экономической цены независимости до сих пор остается вне
обсуждения в каталонском обществе. Даже по самым предваритель-