Стр. 182 - V (1)

Упрощенная HTML-версия

Елена Арляпова
180
«Международная жизнь»
ка, по меньшей мере, прислушивается,
даже если не всегда следует его совету»
2
.
Не обошел интерес читателей и критиков
книгу - предмет нашего исследования*,
но на этот раз потому, что «она показала,
как… далек от многих своих почитателей»
тот Кеннан, что был «провозглашен проро-
ком», чьи идеи стали «правящей ортодокси-
ей» в США
3
.
Никогда ранее теоретик «политики сдер-
живания» не заходил так далеко в ревизии
собственных взглядов и, главное, в кри-
тическом анализе окружающей действи-
тельности. Именно это повлекло за собой
единодушное выделение данной книги
из общего ряда его работ. Этому обязано
появление в одной из рецензий эпитета
«радикал» и повсеместное присутствие в
обзорах указания на преклонный воз-
раст Кеннана, хотя, по признанию крити-
ков, «в свои 88 лет он пишет как никогда
остро и элегантно»
4
. Книга действительно
представляет собой скорее «собрание
критических наблюдений» автора, нежели
изложение стройной философии, личной
и политической, как это заявлено в назва-
нии. Однако в тексте также присутствуют
оригинальные выводы по всем поднятым
блокам актуальных вопросов.
Можно спорить или соглашаться с Дж.Кен-
наном, принимать или отвергать его виде-
ние, усматривать явные элементы расизма
или не найти никаких из них в его замеча-
ниях
5
, сомневаться или, напротив, не допу-
скать и мысли о не вполне адекватном вос-
приятии действительности**, но то, что
выводы по всем 11 частям книги сделаны
на базе глубокого анализа и многолетних
размышлений, несомненно. Жаль, что и те
немногие из критиков, кто благосклонно
воспринял выход книги в свет, не пошли
дальше объяснений, почему Кеннан выска-
зался именно так по тому или иному вопро-
су, манкировав собственно идеи и предло-
жения автора.
НАЦИОНАЛИЗМ В ИСТОРИИ
И ТЕОРИИ
Широкая эрудиция позволила Дж.Кеннану,
наряду с прямолинейной экспрессией, мак-
симально использовать иносказательную из-
образительность и выразительность слов***.
*
К моменту выхода книги Кеннан уже 18 лет не пре-
подавал в Принстонском университете.
**
Большинство рецензий по выходу книги сделали
акцент на отрицании Дж.Кеннаном «элементарных,
каждодневных составляющих современного мира»,
автомобилей например.
***
Глубокий скрытый смысл он заложил уже
в названии, идейно позаимствованном из зна-
менитой третьей сатиры («О религии») ан-
глийского поэта и богослова XVII в. Дж.Донна,