Стр. 175 - V (1)

Упрощенная HTML-версия

Ноябрь, 2015
Россия и арабский мир
173
и 10 июня был прекращен огонь, правда, в
условиях, когда поставленные ими военно-
стратегические задачи были уже в основном
выполнены. С другой стороны, события июня
1967 года впервые продемонстрировали,
что советский ВМФ способен играть важную
военно-политическую роль в кризисных си-
туациях. По оценке газеты «Крисчен сайенс
монитор», «когда советские эсминцы и под-
водные лодки вошли в Средиземное море,
это принесло быстрые успехи советской ди-
пломатии».
Интересно? Еще как!
А теперь несколько слов на тему «Культурные
и научные связи, гуманитарные контакты».
А.Б.Подцероб отмечает в этой части моно-
графии: «Искусство нашей страны с самого
начала развивалось под заметным воздей-
ствием искусства мусульманского Востока.
И это было естественно. Русские паломни-
ки направлялись в Палестину, купцы вели
торговлю со странами Среднего и Ближнего
Востока, добираясь до них через Итиль. Одно
из свидетельств тому - констатация араб-
скими хрониками в 876 году присутствия
ладожан на караванных путях, ведущих в
Багдад. Русские дружины совершали набеги
на берега Хвалынского моря, отряды наем-
ников-русов, с одной стороны, воевали в Ма-
лой Азии и Леванте в составе византийских
войск, а с другой - образовывали лейб-гвар-
дию арабских и персидских эмиров и абба-
сидских халифов».
Походы, походы, но в Петровскую эпоху в
России всерьез занялись изучением Востока
- в XVIII веке зародилась российская ориен-
талистика. В связи с этим автор пишет: «По
мнению генерального директора ливанского
Центра стратегических исследований «Аль-
Истишарийя» Имада Ризка, «особенностью
российской ориенталистики являлось то, что
она не стремилась подходить к восточному
наследию, приспосабливая изучение его за-
рождения и развития к собственной точке
зрения и расцвечивая его, а погружалась в
глубины культурного, идейного и даже фоль-
клорного наследия, изучая его как таковое,
сохраняя его корни и природу без измене-
ний, сокращений и расцвечивания. Россий-
ские ориенталистические исследования ох-
ватывали все аспекты восточного общества
- экономику, философию, искусство, поэзию,
литературу вплоть до народных обычаев и
традиций»…
Первым российским ориенталистом был
Д.К.Кантемир (1673-1723 гг.) - сын госпо-
даря Молдавии Константина Кантемира.
Он получил образование в Греко-латинской
академии в Стамбуле, где изучал древ-
негреческий, новогреческий, латинский,
арабский и турецкий языки, историю, бо-
гословие и философию. В 1710 году Дмит-
рий Кантемир стал господарем Молдавии.
В июне 1711 года во время Русско-турец-
кой войны он перешел на сторону России…
В 1714 году Д.К.Кантемир стал советником
Петра I по восточным вопросам. Он создал
первую в России типографию, использовав-
шую арабский шрифт. Им было написано
два обстоятельных труда по Турции - «Исто-
рия возвышения и упадка Османского дво-
ра», переведенная на английский, француз-
ский и немецкий языки, и «Книга система,
или состояние мухаммеданской религии».
В 1724 году указом императора Петра Вели-
кого была учреждена Санкт-Петербургская
академия наук, занимавшаяся в том числе
и ориенталистскими исследованиями. За-
метный вклад в них внес прусский ученый
Г.Байер (1694-1738 гг.), блестящий знаток ла-
тинского, греческого, китайского, арабского,
сирийского и армянского языков, в 1725 го-
ду перебравшийся в Россию и работавший
в Академии наук. В 1731 году в Санкт-Пе-