«Международная жизнь»
Эльдар Касаев
152
Основная причина медленной имплементации норм Третьего энер-
гопакета в законодательства европейских стран - национальные инте-
ресы и приоритеты в газоснабжении, которые Еврокомиссия всеми
способами пытается заменить на общеевропейские.
Помимо этого, на стадии имплементации норм Третьего энерго-
пакета частные лица, интересы которых негативно затронуты, впра-
ве будут оспаривать в национальных судах соответствующие нормы
имплементирующего законодательства. В таком случае националь-
ные суды будут обращаться в Суд ЕС за получением преюдициаль-
ных решений по вопросам толкования и действительности тех норм
европейского права, которые послужили основой для принятия
оспариваемых национальных актов.
Таким образом, чем глубже европейский финансовый кризис и
очевиднее противоречия между государствами ЕС, тем менее они
хотят «размывать» свои национальные границы в такой чувстви-
тельной сфере, как поставки природного газа, отдавая решение этих
вопросов на откуп союзным структурам либо неким уполномочен-
ным органам.
В концепции Европейского энергетического союза, представленной
в 2015 году, акцент делается на партнеров вне России, как традицион-
ных (прежде всего Норвегию), так и новых (Турцию, Азербайджан,
Туркмению, Северную Африку, Ирак, Иран). Более того, Еврокомиссия
предлагает наложить ограничения на суверенитет стран в определении
их энергетической политики (предварительное согласование не только
межгосударственных, но и крупных коммерческих контрактов; введе-
ние единых стандартов и принципов ценообразования).
С одной стороны, реализация этого сценария может негативно от-
разиться на российском экспорте, но с другой - создаст возможности
найти союзников среди тех игроков, которых не устраивает курс Ев-
рокомиссии. Против уже выступила Норвегия. Недаром Евросовет на
заседании в марте 2015 года, одобрив создание Европейского энерге-
тического союза, решил пока не настаивать на обязательном согласо-
вании газовых контрактов с Еврокомиссией и не давать ей права на
их блокировку.
По сути, союз должен противостоять позиции России как главного
экспортера энергоносителей в Европу и одновременно сделать ЕС бо-
лее энергонезависимым.
Цель создания этой новой наднациональной структуры - навязать
поставщикам драконовские условия сотрудничества и лишить нацио-