Стр. 93 - листалка

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Тимур Кирабаев
92
В отдельных случаях в процесс создания региональных парт-
нерств по безопасности вовлечены сверхдержавы, так, например,
СССР и CША участвовали в Хельсинкском процессе, хотя подобная
практика является скорее исключением, чем правилом.
Под партнерством понимается совместное участие двух или не-
скольких субъектов или акторов политических отношений в ре-
шении стратегически значимых проблем на принципах равенства,
взаимоуважения, отказа от использования силовых методов при ре-
шении спорных вопросов. Во внешней политике под партнерством
понимают отношения, складывающиеся между отдельными стра-
нами или группой стран, вовлеченных в совместные инициативы на
паритетной основе. Формирование межгосударственных структур и
институтов, обеспечивающих региональную безопасность, не пред-
полагает создания наднациональных политических институтов. По-
этому отношения партнерства могут развиваться между странами,
отличающимися между собой по ряду важных экономических, со-
циально-политических и культурных параметров и, возможно, ранее
находившимися в состоянии конфликта, но в настоящее время заин-
тересованными в совместных действиях, направленных на ослабле-
ние риска взаимной силовой конфронтации, и готовыми к ним
16
.
Существует мнение, что, по мере того как региональное парт-
нерство усиливается и становится более продолжительным, госу-
дарства-партнеры на основании устойчивых форм взаимодействия
и сложившихся общих практик формируют единые ориентации в
отношении решаемых проблем и ценностей, которые лежат в осно-
ве принимаемых решений. Практики совместных действий ведут к
постепенному снижению различий в культуре безопасности взаимо-
действующих акторов.
Однако общие практики и ориентации ведут к формированию
ощущения общей принадлежности и общей идентичности граждан
государств-партнеров. Поэтому существует возможность эволюции
РПБ в региональные сообщества безопасности.
Партнерства по обеспечению безопасности в отдельных случаях
могут объединять не только страны, ранее находившиеся в состоя-
нии конфликта, но и страны, связанные большими потоками взаим-
ных трансакций и коммуникаций, если они разделяют общие или
совместимые культурные и институциональные ценности. Более
того, даже в случае отсутствия общей культуры безопасности или
институционального сходства и похожие лишь только по отдельным