Стр. 89 - листалка

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Тимур Кирабаев
88
ститутами, которые, в свою очередь, опирались на экономическую
мощь и политическое влияние ведущих государств. Создание но-
вых институтов, вокруг которых складывались новые идентично-
сти, основывалось на представленных этими государствами мате-
риальных ресурсах и нормативных концептах, которые определяли
стандарты «правильной» внутренней и легитимной международной
политики (демократия, права человека, устойчивое развитие, реги-
ональные модели развития, например, «азиатский путь», «африкан-
ский социализм» и т. д.), направленной на «социальное конструиро-
вание» транснациональных идентичностей.
Поэтому, как это ни парадоксально, сила играет важную роль
в создании сообществ безопасности. Эта роль может быть поня-
та как «магнетическое притяжение» центрами периферийных го-
сударств. Это динамичные и позитивные отношения между силой,
идеями, нарастающим взаимодействием и социальным обучением,
которые содействуют взаимному доверию и коллективной иден-
тичности. Они, в свою очередь, являются непосредственными не-
обходимыми причинами для развития устойчивых ожиданий мир-
ных изменений.
По мнению авторов, некоторые международные институты ЕС,
НАТО способствовали созданию ряда элементов сообществ без-
опасности, дальше всех в этом направлении продвинулась ОБСЕ,
трансформируя себя в институт, формирующий сообщества без-
опасности. Инновационная практика этой организации способство-
вала широкому распространению нового понимания международ-
ной безопасности.
Особенность нового понимания безопасности, заключается в на-
боре следующих характеристик:
- во-первых, она должна иметь всеобъемлющий характер, посколь-
ку связывает традиционные военные элементы безопасности с эконо-
микой, окружающей средой, культурой и человеческим фактором;
- во-вторых ее неделимость, то есть безопасность одного государст-
ва, не может обеспечиваться за счет безопасности других государств;
- в-третьих, «кооперативный характер» отношений безопасности
основывается на взаимном доверии, практике мирного разрешения спо-
ров и реализуется в ходе взаимодействия многосторонних институтов.
Кооперация в сфере экономики и политики рассматривается как
условие эффективного управления и разрешения конфликтов, воз-
никающих в отношениях между государствами, без применения си-