Стр. 84 - листалка

Упрощенная HTML-версия

Ноябрь, 2014
Теоретические подходы к исследованию процессов регионализации...
83
- во-первых, регион рассматривается как единая территориальная
система и включает в себя по крайней мере несколько государств
(политически оформленных единиц), объединенных друг с другом
географическими отношениями и определенным уровнем взаимоза-
висимости;
- во-вторых, возможность несовпадения региональных очерта-
ний (административных и государственных границ): в состав реги-
она может входить не все государство, а только его часть (восточная
часть Швеции является частью Балтики, западная - тяготеет к Ат-
лантике, а южная - к европейской континентальности);
- в-третьих, степень развитости региональных связей может не
совпадать по экономическим, политическим и культурным параме-
трам (неравномерность степени развитости внутрирегиональных
экономических, политических и культурных связей и кооперации);
- в-четвертых, степень региональной сплоченности может возра-
стать или ослабевать со временем в зависимости от того, как опре-
деляют свои интересы субъекты, действующие в регионе
6
.
«Новый регионализм» как парадигма для исследования новых
политических стратегий отражает изменения в подходах как к ис-
следованию, так и изучению самих практик регионализации и ре-
гиональной интеграции, происходящих в постбиполярном мире.
Изменения прослеживаются по трем основным параметрам: по осо-
бенностям возникновения новых региональных объединений, по со-
ставу и характеру их участников и по стратегическим целям, кото-
рые преследуют участники этих объединений
7
.
1. По истокам или механизмам возникновения. Ранее, при создании
региональных институтов, важным условием являлось сходство поли-
тических и экономических структур, в настоящее время необходимость
объединения диктуется наличием общих проблем и готовностью пра-
вительств к ведению диалога для согласования позиций и выработки
общих решений. Поскольку новая глобальная система характеризуется
более интенсивными и плотными информационными потоками и ком-
муникативными связями, возрастает значимость новых «кросс-гра-
ничных» и трансграничных проблем, таких как миграция, терроризм,
распространение наркотиков. Возрастает влияние этих внешних (нево-
енных) проблем на внутреннюю ситуацию, делая безопасность страны
более уязвимой и повышенно чувствительной к внешнеполитическим
проблемам. Ресурсы национальных государств оказываются явно не-
достаточными для предотвращения угроз в одностороннем порядке.