Юрий Белобров
188
«Международная жизнь»
ответные меры на развертывание такой
системы, если она будет создаваться без
участия России.
По его мнению, однако, нужен и третий
путь, который мог бы касаться введения
ограничений на масштабы развертывания
странами Запада противоракетной струк-
туры. Как он полагает, наряду с принятием
адекватных военно-технических мер для
парирования обозначенной угрозы с рос-
сийской стороны должны быть выдвинуты
в том числе и радикальные требования к
США и НАТО вообще о полном свертыва-
нии программы ЕПАП или ее заморажива-
ние первым этапом (с. 329). Это стало бы,
по его мнению, наиболее эффективным
способом решения противоракетной про-
блемы в отношениях России с ведущими
странами Запада.
Весьма оригинальной выглядит и мысль
о возможности возрождения Договора по
ПРО, но не на двусторонней, а на много-
сторонней основе и придании ему бес-
срочного характера. Такой шаг междуна-
родного сообщества, полагает автор, мог
бы предусматривать ограничение разме-
щения наземных противоракетных сил
и средств за пределами национальных
границ, в особенности ударно-боевых.
По мысли автора, участниками подобно-
го договора могли бы выступить все го-
сударства, располагающие потенциалом
создания систем перехвата баллистиче-
ских ракет, да и вообще все желающие
страны. Такое многостороннее соглаше-
ние было бы самой реальной гаранти-
ей ненанесения ущерба национальной
безопасности России со стороны США и
НАТО (с. 332).
К сожалению, осуществление этих, без-
условно, интересных идей, по крайней
мере в нынешних условиях, выглядит
трудно реализуемым. Их продвижению,
как следует из статьи, возможно, могло
бы способствовать энергичное принятие
Россией адекватных мер по противодей-
ствию американской ПРО, включая созда-
ние перспективных средств преодоления
противоракетной обороны США и НАТО,
а также параллельно этому по обесцени-
ванию их ракетно-ядерных и противора-
кетных потенциалов. Приходится, правда,
считаться с тем, что со своей стороны
Россия не имеет практической возможно-
сти развернуть у американских рубежей
без каких-либо ограничений собственные
противоракетные структуры, поставив Ва-
шингтон в столь же опасное положение,
в которое он ставит своими действиями
нашу страну.
Трудно не согласиться с главным вы-
водом автора данного исследования о
том, что реализуемая администрацией
Б.Обамы принципиально новая амери-
канская программа создания системы
ПРО может серьезно дестабилизировать
стратегическую сит уацию не только в
евроатлантическом пространстве, но и
на всей планете и поэтому представляет
реальную угрозу международному миру
и безопасности. Поскольку, как видно,
договориться о ее закрытии или снятии
российских озабоченностей не получа-
ется, то выход у России, вероятно, оста-
ется только один: принять решительные
и тщательно продуманные контрмеры
по защите своих жизненно важных ин-
тересов. Как представляется, нашей
стране следовало бы также рассмотреть
возможность активного вовлечения
в процесс урегулирования проблемы
ПРО стратегических партнеров России,
в первую очередь Китая и Индии, кото-
рые, как это очевидно, скорее рано, чем