Стр. 187 - листалка

Упрощенная HTML-версия

Юрий Белобров
186
«Международная жизнь»
ракетной системы США и НАТО, размещае-
мой в этом регионе, а также на американ-
ской территории.
На втором этапе реализации ЕПАП, на-
званном «Усиление потенциала перехвата
баллистических ракет средней дальности»,
который продлится до 2015 года, предпо-
лагается развернуть более усовершенст-
вованные корабельные варианты ракет-
перехватчиков, а также разместить такие
ракеты и системы их наведения в ряде
европейских стран на суше, в частности в
Румынии, Польше, Турции и др. Кроме того,
будут совершенствоваться воздушный и
космический компоненты противоракет-
ной системы. Не следует также забывать,
что развертывание элементов ПРО США
на европейском континенте происходит
одновременно с модернизацией амери-
канских СНВ и обновлением тактических
ядерных средств США и НАТО в регионе, а
также с начавшимся размещением ракет-
перехватчиков на Ближнем Востоке и в
Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Автор также обращает внимание на то,
что, несмотря на объявленное некоторое
снижение военного бюджета США в бли-
жайшие годы, ассигнования на развитие
системы ПРО практически не уменьша-
ются. Так, по приведенным им данным, в
2013 году на эти цели Пентагону выделя-
лось 9,7 млрд. долларов, в том числе Агент-
ству по ПРО - 7,75 млрд. долларов (с. 78).
Можно добавить, что, согласно опублико-
ванной недавно в США информации, столь
же крупные расходы запрашиваются Пен-
тагоном и на 2015 год. Все это позволяет
Вашингтону не снижать темпов и масшта-
бов развертывания ПРО.
Таким образом, эксперт приходит к выво-
ду, что задуманная общая конфигурация
создаваемой США системы глобальной
ПРО преследует цель фактически окружить
не только территорию России со всех геогра-
фических направлений, но и Китая, и ряда
других стран. В результате такого развития
ситуации российские и китайские СЯС мо-
гут оказаться в своеобразных противора-
кетных и ракетно-ядерных «клещах» США и
их ближайших союзников по НАТО. Нельзя
не видеть, что в случае своего полномас-
штабного развертывания у российских гра-
ниц эта противоракетная система станет
самой провокационной затеей Вашингтона
после Карибского кризиса 1962 года и двой-
ного решения НАТО 1979 года о развертыва-
нии ядерных ракет средней дальности в За-
падной Европе.
В монографии подробно освещена эволю-
ция позиции России, которая, как справед-
ливо напоминает автор, изначально заявля-
ла о своем резко отрицательном отношении
к разработке американской системы про-
тиворакетной обороны, считая ее наруше-
нием советско-американских договоров об
ограничении стратегических вооружений и
Договора по ПРО. Эта позиция, отмечает он,
традиционно выстраивалась на основе двух
ключевых принципов: американская про-
тиворакетная система не должна наносить
ущерба безопасности России, в том числе
представлять непосредственную угрозу ее
СЯС, а возможное участие российской сто-
роны в создании совместной системы ПРО
с Соединенными Штатами, чего добивались
от нее натовцы, должно обязательно вы-
страиваться на основе равенства и равной
безопасности сторон, при этом не прово-
цируя гонку противоракетных и иных видов
вооружений (с. 204).
Ключевым же элементом российской по-
зиции по ПРО являлось требование о по-
лучении от США и Североатлантического
союза военно-технических гарантий нена-