Ноябрь, 2014
Внешняя политика современной Франции
181
на после прихода к власти Обамы и декла-
рированное им стремление уделять боль-
ше внимания отношениям с союзниками
вместе с желанием Франции вернуться в
качестве полноправного члена в альянс
давало надежду на построение «европей-
ской оборонной идентичности». Для Фран-
ции в связи с этим открывались новые
перспективы, поскольку в ЕС именно она
всегда ратовала за развитие европейской
интеграции в военной сфере.
Важную роль в возвращении Франции в
военную организацию НАТО сыграли и
особенности характера самого Саркози.
По выражению Е.О.Обичкиной, Саркози
- «главный атлантист в ряду президентов
Пятой республики»
4
. Т.В.Зверева отмечает,
что еще в 2003 году в ходе иракского кри-
зиса он, несмотря на то, что был членом
правительства, критиковал излишний анти-
американизм Ширака. Автор также пишет,
что, «будучи открытым атлантистом, Сарко-
зи представлял довольно узкий спектр об-
щественного мнения Франции, связанного
главным образом с международной финан-
совой и политической элитой» (с. 176).
Последствия французского возвращения
оказались, как и вся политика Сарко-
зи, неоднозначными. С одной стороны,
Париж добился возможности более эф-
фективно влиять на решения альянса,
пользоваться военно-техническими воз-
можностями и инфраструкт урой НАТО,
определенный импульс получили франко-
британские военные связи, а француз-
ский генерал стал командующим НАТО по
трансформации. С другой стороны, ставка
Парижа на развитие европейской оборо-
ны и, соответственно, укрепление своего
влияния в ЕС себя не оправдала, а «ев-
ропейская оборонная идентичность» пока
остается только лишь лозунгом. Любопыт-
но, что действующий Президент Франции
Олланд, активно критиковавший Саркози
по вопросу реинтеграции в военную ор-
ганизацию НАТО, практически продолжает
внешнюю политику своего предшествен-
ника, что особенно заметно в позиции
Парижа по сирийскому вопросу. Все это
показывает, что решения Саркози объяс-
нялись не только его волюнтаристским же-
ланием, но и объективной реальностью.
В монографии также уделено внимание
китайскому и российскому направлениям
французской дипломатии. Франция пер-
вой из западных держав нормализовала
сотрудничество с Пекином, установив с
ним дипломатические отношения еще в
1964 году. Экономический рывок Китая
и превращение его в одну из крупнейших
экономик мира привели в XXI веке к рез-
кому увеличению франко-китайского тор-
гового оборота. В 2011 году Китай «зани-
мал пятое место как поставщик товаров
во Францию, опережая США» (с. 304).
Особенностью франко-китайских торго-
вых контактов является их тесная зависи-
мость от уровня политического взаимопо-
нимания двух стран. В политической же
сфере Париж и Пекин далеко не всегда
разделяют единую точку зрения. Так, в
2008 году, незадолго до начала Олимпий-
ских игр в Пекине, Саркози объявил о жела-
нии встретиться с Далай-ламой, что вызвало
резкий протест Китая. Примирение прои-
зошло только в 2009 году после того, как
Франция скорректировала свою позицию
по Тибету, признав, что «Тибет является не-
отъемлемой частью китайской территории
а его проблемы - внутреннее дело Китая»
(с. 297).
Комментируя подобные действия фран-
цузского руководства, автор обоснованно
замечает, что «во имя развития экономи-