Евгений Осипов
180
«Международная жизнь»
рядом причин идеологического, геополи-
тического и экономического характера.
Франция, несмотря на родство взглядов
с США в деле приверженности демокра-
тическим ценностям, выступала против
насаждения «основ демократии» насиль-
ственными методами. В Париже считали,
что подобная тактика не только малоэф-
фективна, но и опасна, поскольку усили-
вает рост экстремистских и радикальных
взглядов среди местного населения.
Французские политики подчеркивали, что
«ключом к эффективности любых между-
народных акций служит их легитимность,
и именно ООН… должна играть первосте-
пенную роль в вопросах применения во-
енной силы» (с. 145). Важной в позиции
Парижа была и экономическая состав-
ляющая. Францию и Ирак традиционно
связывали тесные торгово-финансовые
отношения. Т.В.Зверева отмечает, что, по
свидетельству прессы, среди западных
компаний, представленных на иракском
рынке, французские фирмы имели самые
многочисленные и выгодные контракты
(с. 149).
В геополитическом смысле французское
руководство опасалось, что американская
интервенция в Ирак приведет к террито-
риальному распаду государства и длитель-
ной дестабилизации ситуации во всем ре-
гионе. Учитывая сегодняшнее положение
дел в Ираке, подобные опасения оказа-
лись пророческими. Кроме того, Париж
в своем противостоянии с США надеялся
сплотить вокруг себя страны ЕС и наконец
сдвинуть с мертвой точки идею создания
«европейской оборонной идентичности».
Однако этим планам не суждено было
сбыться.
Иракский кризис в течение длительного
времени тормозил франко-американское
сотрудничество. Заметное улучшение дву-
сторонних отношений произошло только
после прихода к власти в США Барака Оба-
мы и особенно после избрания Саркози
Президентом Франции.
Самым важным событием всего пяти-
летнего президентского срока Саркози
стало его решение о возвращении Фран-
ции в военную организацию НАТО. С мо-
мента создания Североатлантического
альянса в 1949 году Франция была его
частью, а в Париже даже находилась пер-
вая штаб-квартира организации. Однако
в 1966 году генерал де Голль, так и не до-
бившись от США и Великобритании согла-
сия на повышение роли Франции внутри
альянса, принял решение о выходе из
военной организации НАТО. С тех пор не
раз появлялись слухи о возможном воз-
вращении Франции. В 1995 году, в самом
начале первого президентского срока Ши-
рака, оно было даже вполне возможно,
но только Саркози решился провести его
в жизнь. По сути, этот президент изменил
один из главных принципов голлистской
внешней политики.
Т.В.Зверева справедливо отмечает, что
решение Саркози о реинтеграции в во-
енную организацию НАТО объяснялось
прежде всего желанием активизировать
процесс создания «европейской оборон-
ной идентичности» и личными качествами
французского президента. Уже в августе
2007 года Саркози заявил «о своем на-
мерении добиваться создания «системы
обороны Европы» в условиях обновления
отношений с альянсом» и о том, что «оба
процесса должны проходить одновремен-
но» (с. 171). До этого США, да и некоторые
страны ЕС, негативно относились к идеям
построения европейской обороны. Общее
изменение внешней политики Вашингто-