Стр. 137 - листалка

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Сергей Труш
136
мился. Выстраивание прозрачных отношений между государством
и частным бизнесом, лежащее в основе ТТП, соответствует долгос-
рочным целям китайских реформ. В этой связи, считают они, Китай
должен стряхнуть с себя «летаргию» последних лет и преодолеть
«особые интересы» отдельных экономических групп, препятству-
ющих дальнейшему открытию китайской экономики. Если Китай
пойдет на участие в ТТП, он будет вынужден принять многие из
американских правил. Но если он полностью проигнорирует амери-
канский концепт, создастся риск его «маргинализации» в АТР
8
.
В китайском политическом классе идет достаточно острая ди-
скуссия по принципиальным вопросам экономической стратегии.
Сторонники сохранения сильного государственного сектора и ак-
тивного государственного регулирования, приверженцы взгляда на
экономику и социально-экономические условия КНР как на уни-
кальные и исключающие традиционные западные подходы борют-
ся со сторонниками более либеральных взглядов, не исключающих
оправданное - хотя и адресно адаптированное - привлечение запад-
ных моделей хозяйствования.
В начале 2012 года был обнародован доклад «Китай - 2030», по-
лучивший большой резонанс как внутри КНР, так и за рубежом.
Доклад явился плодом совместного двухгодичного проекта группы
экспертов-экономистов и Всемирного банка, с одной стороны, а с
другой - Центра исследований и развития Госсовета КНР - пожалуй,
самого авторитетного китайского «мозгового треста» в вопросах
экономики и государственного строительства
9
.
Почти 500-страничный доклад представляет собой своего рода
«Дорожную карту» реформирования китайской экономики на бли-
жайшие 15 лет. Главной рекомендацией авторов доклада является
управляемое, но неуклонное переформатирование экономической
роли государства, его дозированный уход из большинства «несисте-
мообразующих отраслей».
По мере того как технологии раздвигают границы возможностей,
а шансы получения этих технологий извне сужаются, отмечается в
докладе, роль государства и его взаимосвязь с рынком и частным
сектором нуждается в кардинальных изменениях. Предоставляя все
меньше материальных общественных благ и услуг напрямую, го-
сударству будет необходимо предоставлять обществу все больший
объем общественных благ нематериального характера в виде сис-
тем, правил и процедур, которые поспособствуют эффективности