«Международная жизнь»
Светлана Гаврилова
30
Референдум, основным вопросом которого стало утверждение за-
конопроекта об изменении Конституции, был назначен в Италии на
4 декабря 2016 года. По итогам этого изменения в политической жиз-
ни страны предполагались значительные перемены. Самым главным
должно было стать введение нового порядка формирования Сената
Республики, сокращение его численности и полномочий. Верхняя па-
лата Парламента сократилась бы в три раза (с 315 до 100 членов), а
ее функции фактически свелись бы к утверждениям принятых ниж-
ней палатой решений при сохранении влияния в вопросах изменения
Конституции. Сенат стал бы органом представительства областей
Италии, состоящим из 74 областных советников, 21 мэра и пяти на-
значаемых президентом на семилетний срок членов.
Таким образом, законодательная власть полностью переходи-
ла бы к Палате депутатов, а Сенат приобретал скорее консультатив-
ную, нежели законодательную функцию. Кроме того, предполагалось
изъятие части полномочий у регионов страны (вопросы энергетики,
гражданской обороны, стратегической инфраструктуры), а по за-
просу правительства некоторые законы, входящие в компетенцию
региональных властей, также могли быть переданы на утверждение
Палаты депутатов (с оговоркой - «когда этого требует защита юриди-
ческого и экономического единства Республики или ее национальных
интересов»)
5
. В случае успеха на референдуме данный законопроект
стал бы наиболее масштабной трансформацией государственного
строя с момента упразднения монархии в Италии в 1946 году.
По мнению правительства, подобная конституционная реформа
должна была способствовать политической стабильности в стране,
облегчить и ускорить процесс принятия важных решений, что в пер-
спективе благоприятно сказалось бы на состоянии экономики и бан-
ковского сектора.
Согласно итальянскому законодательству, члены верхней и ниж-
ней палат Парламента избираются одновременно на одинаковый
срок (пять лет), а функции палат фактически дублируются: вотум
доверия правительству и утверждение законопроектов должны
пройти одинаковую процедуру утверждения в Палате депутатов
и Сенате Республики, что в значительной мере затрудняет полити-
ческий процесс в стране. В краткосрочной перспективе принятие
реформы давало широкие полномочия действующему кабинету и
закладывало возможность облегчения процедуры принятия важней-
ших политических решений. А в более широком аспекте открыва-