Стр. 166 - V

Упрощенная HTML-версия

Елена Осипова
160
«Международная жизнь»
Отнюдь не всегда многоопытная британ-
ская дипломатия «пробовала все осталь-
ные», но не всегда и приходила к верному
решению сразу.
Авторы указывают на три фундаментальных
просчета во внешней политике Британии
ХХ века: политика «умиротворения агрес-
сора» в 1930-х годах, участие в Тройствен-
ной агрессии против Египта в 1956 году
(Суэцкий кризис), ошибочная оценка запад-
ноевропейской интеграции на начальном
этапе (позднее вступление Британии в ЕЭС).
В этой связи хотелось бы отметить, что в мо-
нографии показана меж- и внутрипартийная
борьба по внешнеполитическим вопросам
на том или ином этапе, какие силы в британ-
ском правящем классе предвосхищали объ-
ективные тенденции мирового развития или
действовали вопреки им.
На сцене мировой истории Британская
и Российская империи, считают авторы,
стали соперничать в конце XVIII века из-за
Восточного вопроса, когда границы импе-
рий в Азии сближались. Однако в противо-
стоянии общему врагу наши страны вое-
вали на одной стороне - в Первой и Второй
мировых войнах. Не уходя далеко в исто-
рию, обратимся к современности
1
.
Правительство Г.Брауна резко обострило от-
ношения с Россией в связи с «делом Литви-
ненко», настаивало (тогда безуспешно) и на
введении санкций ЕС в отношении России
(на чрезвычайном саммите ЕС 1 сентября
2008 г.) из-за событий августа 2008 года на
Кавказе. Однако в октябре того же года ми-
ровой финансово-экономический кризис
жестко ударил по Британии. Г.Браун, отозвав
П.Мандельсона с должности Верховного
комиссара ЕС по торговле в состав своего
кабинета на должность министра по делам
предпринимательства, с первым зарубеж-
ным визитом направил его в Москву, чтобы
укрепить торгово-экономические отношения.
В 2010 году коалиционное правительство
Д.Кэмерона приняло Стратегию нацио-
нальной безопасности
2
, где в качестве це-
лей внешней политики страны было указа-
но снижение дефицита государственного
бюджета и государственного долга, чтобы
преодолеть последствия кризиса 2008-
2009 годов. Таким образом, Соединенное
Королевство стремилось развивать дву-
сторонние отношения со странами форми-
рующихся рынков, в том числе и Россией.
Премьер-министр Д.Кэмерон посетил с
визитом Россию в 2011 году, несмотря на
противодействие части политического клас-
са («письмо пяти»).
Какими бы ни были спады в политической
области, торгово-экономические отношения
между нашими странами развивались по-
ступательно. Однако в связи с украинским
кризисом пострадали уже и они. Характер-
но, что изначально Лондон не собирался
сворачивать сотрудничество с Москвой,
стремясь сохранить интересы Сити, и не
собирался нагнетать военную истерию. Об
этом свидетельствовал попавший в СМИ
документ, который подготовил заместитель
советника по национальной безопасности
Х.Пауэлл. Тем не менее со временем пози-
ция Британии серьезно ужесточилась, и она
пожертвовала своими экономическими ин-
тересами ради геополитических интересов
США. Парламентский комитет по отноше-
ниям Британии с ЕС заключил, что прави-
тельство вошло в украинский кризис, как
«лунатик».
Премьер-министр Д.Кэмерон зимой 2016 го-
да «прагматично» использовал антироссий-
скую риторику в переговорах об условиях
членства страны в ЕС, чтобы заставить ЕС
пойти на уступки Британии. Симптоматично,
что тогда же, по обнародовании доклада су-
дьи Р.Оуэна по «делу Литвиненко», на фоне
всплеска антироссийской кампании в СМИ,