Октябрь, 2015
Четверть века «большой ФРГ»
71
На первый взгляд 1970-е и начало 1980-х годов стали свидетелями
триумфальных успехов советской внешней политики. В том что каса-
ется отношений с ФРГ, впечатляли Московский договор об отказе от
применения силы (1970 г.), за которым последовали аналогичные до-
говоры Бонна с Варшавой и Прагой, а также Договор об основах от-
ношений ФРГ и ГДР, нормализовавший связи обоих германских госу-
дарств между собой (1972 г.). По логике вещей, сюда же относилось и
положившее конец нестихающему берлинскому кризису Четырехсто-
роннее соглашение по (Западному) Берлину (1971 г.), хотя формаль-
но ФРГ не имела к нему отношения (юридически Западный Берлин
оставался территорией, оккупированной тремя западными держава-
ми). Апогеем дипломатических достижений Москвы стал итоговый
документ Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе
- хельсинкский Заключительный акт (1975 г.), провозгласивший Ев-
ропу континентом мира. Казалось, Москве удалось зацементировать
результаты Второй мировой войны в Европе.
Пока основные направления внешнеполитической деятельнос-
ти Советского Союза находились под жестким личным контролем
А.А.Громыко («мистера Нет», по западной классификации), внеш-
ний вид достигнутых результатов значительно не отличался от их
реальной сущности. Довольно долго оставался в тени тот факт, что
отказ ФРГ снять или видоизменить вменяемое ей Основным зако-
ном обязательство двигаться на Восток под флагом германского
единства является миной замедленного действия, заложенной под
континентальную стабильность. Но как только обновленное совет-
ское руководство, полагаясь на прочность успеха своих предшест-
венников, приступило к самонадеянным экспериментам во внешней
политике, наружу выступили все ранее скрытые дефекты достигну-
тых с Западом соглашений. Серьезных огрехов нашлось не так уж
мало. Хельсинкский Заключительный акт, как своего рода квинтэс-
сенция периода разрядки международной напряженности, оказался
средоточием допущенных просчетов.
Суть Заключительного акта составлял так называемый декалог -
десять принципов (заповедей), регулирующих взаимные отношения
государств-участников. Взятые по отдельности эти принципы звуча-
ли вполне пристойно, но вместе они подавали весьма неоднознач-
ный сигнал. Для СССР первостепенное значение имел третий пункт
- «Нерушимость границ»: «Государства-участники рассматривают
как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех госу-